«Рабочая лошадка» для экспортеров лома — сухогрузы проекта RSD32M

В последнее время в масс-медиа активно тиражируется новость о заключении контракта на строительство восьми сухогрузов проекта RSD32M. Контракт заключен между судостроительным заводом «Окская судоверфь» и ПАО «ГТЛК», суда предназначены для компании ООО «Навис-1», г. Москва.

Количество новых аббревиатур и названий заинтересовало нас, и мы решили разобраться, что за проект судна, кто участники сделки, какова цена вопроса и так далее.

«Окская судоверфь» как известно находится на реке Оке, недалеко от г. Навашино. Входит в состав холдинга UCL Holding. В данное время строит несамоходные наливные баржи для компании «Пола Райз», в общем-то дочерней компании владельцев Северо-Западного пароходства и владельцев холдинга UCL Holding. Компания «Пола Райз» и находится в здании Северо-Западного пароходства на ул. Большой Морской в Петрограде. Понятно, что своих кадров компания не имеет и суда будут эксплуатироваться аффилированными с СЗП структурами. Заказчиком барж выступает ПАО “ГТЛК” – Государственная Транспортная Лизинговая Компания. То есть ГТЛК это лизингодатель, а «Пола Райз» лизингополучатель.

В контракте с судами проекта RSD32M, ГТЛК так же выступает в роли заказчика и лизингодателя, а лизингополучателем выступает компания ООО «Навис-1», г. Москва. О компании «Навис-1» до сего дня не слыхивал, думается, что эксплуатировать суда будет какая-то компания уже занимающаяся этим делом, даже не удивлюсь если судами будут оперировать аффилированные структуры СЗП. В обоих случаях неплохо для российских моряков-речников, работающих под флагом РФ, 16 новых судов в течении 2-х лет совсем неплохо.

Осталось разобраться с проектом судна RSD32M. Указывается, что проект разработан «Морским инженерным бюро». На сайте МИБ имеется проект без буквы «М» — RSD32. Надо полагать, что «М» означает «модернизированный». Хорошо, если модернизация заключается в замене иностранческой начинки на отечественную, хотя бы процентов на 50 для начала. Суда данного проекта относятся к судам «река-море» плавания. Класс регистра КМ Ice1 R2 AUT1-ICS.

Ice1 — Знак категории ледовых усилений — ледовый класс Ice1 означает, что судну разрешено самостоятельное эпизодическое плавание в мелкобитом разряженном льду неарктических морей и в сплошном льду в канале за ледоколом при толщине льда до 0,4 метра.

R2 — Знак ограничения района плавания — 2-й ограниченный означает, что судну разрешено плавание в морских районах на волнении с высотой волны 3-процентной обеспеченности 7 метров, с удалением от места убежища не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль.

AUT1-ICS – Класс автоматики – класс автоматики 1 с интегрированной компьютерной системой (ICS – Integrated computer system).

Согласиться с присвоением типичному судну проекта «река-море» плавания, морского 2-го ограниченного района, ну никак нельзя. Вот бы тех, кто такие классы судам присваивает, отправить на этих суденышках походить по Бискаю зимой на волнении с высотой волны 3-процентной обеспеченности 7 метров. И не один переход, а пяток, да в балласте, да, когда прогноз не оправдается и вместо предсказанных прогнозом 5 метров, фактически будет 9 метров волна.

Судно предназначено для перевозки в морском или смешанном «река-море» сообщении, навалочных (зерно, уголь, удобрения, минерально-строительные и т.д.), генеральных грузов, включая контейнеры международного образца, крупногабаритные и тяжеловесные грузы, опасные грузы классов 1.4S, 2, 3, 4, 5, 6.1, 8, 9 и Приложения В Кодекса ВС, сталь, лес, бумагу, целлюлозу и т.д.

Одним словом, привычный ассортимент всех возможных грузов, обычно перевозимых судами «река-море» плавания, то есть рабочими лошадками Российского торгового флота, ибо морских торговых грузовых судов российские судостроительные заводы не строят.

Общий вид сухогруза проекта RSD32M

Размерения судна:

Длина максимальная – 123,17 м.

Длина между перпендикулярами — 117,97 м.

Ширина габаритная — 16,7 м.

Ширина расчетная — 16,5 м.

Высота борта — 5,5 м.

Осадка расчетная в море / реке – 4,2 / 3,6 м.

Осадка максимальная – 4,66 м.

Дедвейт в море / реке – 5129 / 3834 т.

Количество трюмов – 3

Мощность главного двигателя – 2 по 1200 кВт.

Винто-рулевое устройство – 2 винта фиксированного шага и 2 руля

Вспомогательные двигатели – 3 по 160 кВт. и 1 -80 кВт.

Носовое подруливающее устройство – 120 кВт.

Экипаж – 12 / 14 человек.

Скорость – около 11 узлов.

Стоимость контракта на строительство 8 судов составляет около 6 миллиардов рублей или по курсу 59 рублей за 1 доллар – около 101,7 миллиона долларов. Следовательно, стоимость одного судна составит около 12,7 миллиона долларов. Зададимся вопросом, дорого это или нет? А с чем сравнивать? Думается удобнее сравнить с примерно схожим проектом судна «река-море» «Русич».

Проект «Русич» по мне самый симпатичный из судов «река-море». Может быть в нем имеются какие-нибудь «подводные камни», если проект больше не стали строить и планируют строить суда проекта RSD32M.

Проект «Русич» имеет класс Регистра КМ(*) ЛУ2[1] I A1. Длина – 128,2 м; ширина — 16,74 м; высота борта — 6,1 м; осадка – 4,34 м; скорость – 11,2 узла; дедвейт в море – 5485 т; главный двигатель – 2 х 1140 кВт.

Судно «Русич» даже более «оморяченное», чем RSD32M, и район плавания 1-й морской и 2-й ледовый класс.

Осталось выяснить цену вопроса «Русича». В начале 2-х тысячных Европейский Банк Реконструкции и Развития выдал Волжскому пароходству кредит на 90 миллионов евро для постройки 12 Русичей. По курсу на середину 2002 года это составляло 95,6 миллиона долларов. Значит один Русич стоил около 8 миллионов долларов.

Проект RSD32M уступает Русичам по всем статьям, а стоит на 4,7 миллиона дороже. С учетом мирового кризиса в судостроении, стоимость одного судна завышена миллионов на 5,5 – 6.

Не удивительно, что ни один частный судовладелец не заказывает суда на верфях в России, при такой цене окупаемость судна возможна только после 15 лет эксплуатации. При этом надо еще учесть стоимость лизинга. Если лизинг лет на 12, да под 6 процентов, так это ещё плюс несколько миллионов. При нынешнем уровне Baltic Dry Index окупить стоимость судна и процентов реально может лет через 18-20, если конечно не подвернутся гос. контракты по твердым завышенным ставкам. Кстати нынешний уровень Baltic Dry Index даже ниже уровня 2002 года, где-то на уровне 1986 года находится.

То, что лизингодатель строит грузовые суда — это замечательно, вот только почему в роли лизингополучателя выступают фирмы, не имеющие ни собственного юридического адреса, ни берегового персонала, ни плавсостава? Странно как-то, что государственная лизинговая компания передаёт суда фирмам, по существу однодневкам, хотя и принадлежащим UCL Holding. Просто как-то даже не вооруженным глазом не работника ФАС видно несоблюдение антимонопольного законодательства, так как в последние годы подавляющее число вновь построенных судов по лизингу уходит именно в структуры UCL Holding. Для них то понятно это хорошо, вот только для развития судоходства в России — это очень плохо.
Автор капитан В. Н. Филимонов, Балтийский Ллойд


Комментарий ИНФОЛОМ: «Русичами» активно грузят лом и полуфабрикаты на Турцию из Ростова, зерно и сельхозпродукцию в страны Средиземноморья. На быстроразвивающемся экспортном рынке фрахты меняются с 18 до 42 долларов за тонну, так что судно может окупиться и быстрее, чем если ориентироваться формально на Baltic Dry Index.

Loading

0