Новая попытка монополизации рынка отходов, шлаков и лома структурами Ростеха
Вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев внес в аппарат правительства поправки в законы об отходах и о «Ростехе», которые предполагают, что госкорпорация сможет рекомендовать кабинету федерального оператора по обращению с промышленными отходами, на которые приходится 95% всего мусора в России, и размер тарифов на его услуги. Это произошло, после того как гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов несколько раз обратился в правительство с предложением наделить компанию статусом федерального оператора по вывозу и переработке промышленных отходов.
Как в Совете Федерации предложили узаконить монополию «Ростеха»
У РБК есть копия законопроекта, ее подлинность подтвердили знакомый с текстом бизнесмен и федеральный чиновник. Сенатор не ответил на звонок РБК.
«Ростеху» известно об этом законопроекте, сообщил РБК его представитель: «Законопроект готовился с учетом обширной экспертизы промышленных компаний, участников данного рынка и в целом находит поддержку». По его словам, необходимо сформировать единую систему обращения с промышленными отходами по аналогии с тем, как это сделано в отношении отходов первого—второго классов опасности и твердых коммунальных отходов, уточнил представитель госкорпорации.
Промышленные отходы третьего—пятого классов опасности, о которых говорится в законопроекте Журавлева, очень разнородны, к ним относятся как отходы при добыче полезных ископаемых (буровые нефтяные шламы и отвалы пород после добычи золота), так и лом от бывших в употреблении труб, дерево, строительный мусор и т.д. «Сейчас сбор, хранение и утилизацию такого рода отходов компании организуют собственными силами или силами своих специализированных подрядчиков», — говорил РБК основатель и владелец группы компаний MGS Group (вывозит в том числе и эти отходы в Москве) Георгий Малютин.
В законопроекте указано, что ежегодно в России образуется более 3 млрд т отходов промышленного производства. Твердых коммунальных отходов, на обращение с которыми правительство заложило почти 300 млрд руб. до 2024 года, образуется лишь 70 млн т в год.
«Промышленные отходы формируют порядка 95% отходов по всей России. Решить проблему возможно только путем построения эффективной кооперации по всей стране с максимальным привлечением малого и среднего бизнеса, обладающего профильными компетенциями», — считает представитель «Ростеха».
Ранее руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов сообщил, что объем рынка вывоза и складирования промышленных отходов составляет 1,4 трлн руб. в год.
Это не первая попытка «Ростеха» получить право работы с промышленными отходами. Еще в декабре 2019 года Чемезов в письме вице-премьеру Алексею Гордееву, курировавшему мусорную реформу, предложил создать федерального оператора по обращению с такими отходами на базе «Ростеха». А в конце января 2020 года Чемезов сказал РБК, что будет обращаться с такой просьбой в новое правительство (прежнее ушло в отставку 15 января, Дмитрия Медведева на посту премьера сменил Михаил Мишустин).
Однако через несколько дней после смены кабинета министров глава Минприроды Дмитрий Кобылкин направил в правительство письмо, в котором выступил против инициативы «Ростеха». По его мнению, это ущемит интересы малого бизнеса и противоречит антимонопольному законодательству.
Журавлев внес поправки в аппарат правительства в начале апреля, а уже 20 апреля проект был разослан для согласования в профильные ведомства (Минприроды, Росприроднадзор, Минпромторг, Минфин, Минэкономразвития и Минюст), сообщил РБК представитель вице-премьера Виктории Абрамченко (в новом правительстве вместо Гордеева курирует мусорную реформу). После сбора мнений этих ведомств документ будет направлен на рассмотрение Абрамченко, сообщил он.
Что изменит законопроект
В законопроекте Журавлева прописаны новые правила регулирования рынка сбора, хранения и переработки промышленных отходов, включая создание федерального и региональных операторов, а также федеральной территориальной схемы и государственной информационной системы по обороту таких отходов. Среди его предложений:
федеральный оператор по обращению с промышленными отходами будет определяться правительством по предложению «Ростеха»;
«Ростех» будет рекомендовать регуляторам тарифы на услуги федерального оператора. А компании, образующие промышленные отходы, должны будут или сами утилизировать свои отходы, или заключить договор с таким оператором;
федеральный оператор планирует привлекать помощь региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (в России более 200 таких операторов), а при отсутствии этой возможности вправе привлекать операторов по обращению с промышленными отходами.
Председатель совета директоров группы компаний «Чистый город» Полина Вергун считает, что региональные операторы могли бы подключиться к работе с промышленными отходами в случае отдельной оплаты и только для вывоза и утилизации неопасного мусора, например отходов строительства или мусора, близкого к твердым коммунальным отходам. С отходами нефтяной и горной промышленности, по мнению Вергун, должны иметь дело другие профессиональные подрядчики. Она также усомнилась в возможности сформировать единый тариф на обращение с такими разными по составу отходами производства.
Основной причиной изменения правил работы с промышленными отходами Журавлев называет необходимость противодействовать занижению класса опасности отходов и увеличить коэффициент их полезного использования. «Коэффициент использования промышленных отходов в качестве вторичного сырья составляет примерно 5–10%, что в 2–2,5 раза ниже, чем в других странах», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
К чему приведет передел рынка
Президент Ассоциации по обращению с промышленными отходами Марат Галиев назвал основным плюсом системы регулирования обращения с малоопасными промотходами через единого оператора рост прозрачности рынка. «Сейчас очень часто компании даже не называют промышленные отходы отходами. Это позволяет не получать лицензии на обращение с ними, не платить налогов за работу по их вывозу и утилизации, вредит экологии», — отмечает он. Но Галиев также сомневается в возможности введения единых тарифов на обращение с промышленными отходами, так как они слишком разнородные.
Представитель Росприроднадзора сообщил РБК, что ведомство осторожно относится к любой инициативе радикально изменить правила работы на рынке промышленных отходов без ее глубокой проработки. «Считаем, что это может повлечь ситуацию, при которой промотходы будут просто переименованы в любой другой вид вещества или товара. По итогу не получим нормальной работы по их утилизации и рекультивации земель, где они хранились», — пояснил он.
В Минприроды пока не поступали ни законопроект Журавлева, ни его финансовое обоснование. «До момента принятия иных норм в России оборот промышленных отходов регулируется в соответствии с действующими нормами закона «Об отходах производства и потребления», — сказала РБК представитель ведомства Наталья Хлопунова.
Комментарий ИНФОЛОМ: согласно смыслу законопроекта, если раньше промышленное предприятие проводило тендер на вывоз лома и ПОЛУЧАЛО за лом деньги, то теперь оно обязано будет заплатить из своих средств за вывоз отходов 4 — 5 класса опасности, причем не абы кому, а рекомендованному оператору.
Т.е. весь военный лом и лом железных дорог попадает в руки такого оператора как минимум, то же самое коснется и крупных промышленных предприятий, а также лома Газпрома и Транснефти, и добывающих компаний.
Рынок металлургических шлаков в таком разе тоже ждет жесткий передел — как видели наши читатели в ТОП-10 за 1 квартал 2020 г. уже появился первый переработчик шлаковых материалов и стало понятно, что этот бизнес весьма выгоден. В случае принятия законопроекта операция по переработке шлаков будет даже более выгодна за счет платежей заводов за вывоз шлаков, но уже для других бенефициаров.