Просмотров: 95

Рынок железнодорожных операторов ждет консолидация

Рынок оперирования грузовыми вагонами в 2019 году пополнился двумя новыми крупными игроками — «Модум-Трансом» и «Атлантом». Как следует из статистики «Infoline-Аналитики», по итогам 2019 года два оператора могут сформировать новую большую четверку вместе с традиционными лидерами рынка — Федеральной грузовой компанией и Первой грузовой компанией. По мнению экспертов, в 2020 году конкуренция на рынке оперирования увеличится, что на фоне снижения ставок на полувагоны создаст предпосылки для дальнейшей консолидации.

Главным изменением на рынке железнодорожных операторов в 2019 году стало появление двух новых крупных игроков, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за девять месяцев 2019 года. «Модум-Транс» Артема Чайки и Дмитрия Артякова прибавил четыре позиции и занял восьмое место, в его управлении на начало октября находилось 41,9 тыс. вагонов. «Атлант» Алексея Тайчера и партнеров на начало октября оказался на 14-м месте, на тот момент у компании было 18,5 тыс. вагонов в управлении.

Как отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, на конец 2019 года «Атлант» после сделки с ВЭБ.РФ уже сформировал парк из более чем 52 тыс. вагонов, а после передачи всех вагонов «ВЭБ-лизинга» в 2020 году парк вырастет до 75 тыс. штук. «Модум-Транс» к концу года увеличил парк в управлении более чем до 80 тыс. единиц (после завершения серии сделок с лизинговым парком ГТЛК, которым оперировали «Восток1520» и «ВМ-Транс») и вышел на третье место по величине парка в управлении, уступая только Федеральной грузовой компании (ФГК, входит в ОАО РЖД) и Первой грузовой компании (ПГК), добавляет он.

По итогам девяти месяцев лидерство по количеству вагонов в управлении сохранила ФГК

Всего в управлении оператора 129,3 тыс. вагонов, при этом за январь—сентябрь компания закупила 4,4 тыс. полувагонов и более 260 платформ. Второе место осталось за ПГК Владимира Лисина (112,3 тыс. единиц). Также в топ-5 сохранили позиции «Нефтетранссервис» (НТС), РТК и Globaltrans. Значительные изменения в рейтинге продемонстрировала Railgo Рахмана Халилова, которая в 2018 году и за девять месяцев 2019 года приобрела 13,6 тыс. нефтеналивных цистерн, прибавив восемь позиций и заняв 14-ю строчку с 17,3 тыс. вагонов в управлении (в собственности на 30 сентября 2019 года — 25,7 тыс. единиц).

В топ-5 крупнейших собственников вагонов традиционно вошли ФГК, ПГК, Globaltrans, РТК и НТС. По итогам января—сентября доля тройки лидеров среди собственников снизилась на 1 процентный пункт, до 24% парка РФ. Крупнейшими покупателями стали «Модум-Транс» (приобрел 9,8 тыс. вагонов), РТК (более 4,8 тыс. вагонов), «Уголь-Транс» (почти 4 тыс. вагонов).

В целом по объему перевозок за девять месяцев доля топ-10 крупнейших железнодорожных операторов сократилась на 2 процентных пункта, до 57,7%. Снизилась и доля первой тройки, составив 29%. У лидеров рынка ФГК и ПГК показатель упал на 8,1% и 7,8% соответственно, а у Globaltrans — вырос на 2,5%. Наиболее динамично перевозки наращивали «ВМ-Транс» (на 77,1%), «Модум-Транс» (на 62,3%), «ЛУКОЙЛ-Транс» (на 36,1%) и Railgo (на 32,4%). Остальные кэптивные операторы крупнейших нефтегазовых компаний, оперирующие преимущественно парком нефтеналивных цистерн, сократили объем перевозок: «Газпромтранс» — на 13%, «РН-Транс» — на 37%. Грузооборот ФГК сократился на 5,3%, ПГК — на 9,4%. Лидерами по росту в грузообороте стали Railgo, «ВМ-Транс» и «Модум-Транс».

Михаил Бурмистров отмечает, что 2019 год завершился формированием устойчивого профицита парка, снижением ставок аренды и предоставления универсального подвижного состава — полувагонов, крытых вагонов, платформ. Конкуренция на рынке оперирования полувагонами в 2020 году резко усилится, полагает господин Бурмистров. Он считает, что операторы в условиях снижения арендных ставок на полувагоны в начале 2020 года до 1,4–1,45 тыс. руб. без НДС в сутки сфокусируются на закупках вагонов с увеличенной грузоподъемностью.

В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) отмечают, что по итогам 2019 года очевидно стабильное снижение ставок предоставления вагонов. В таких условиях, считают в ИПЕМ, неизбежной становится перспектива консолидации на рынке операторов в 2020 году.

Tоп-30 крупнейших железнодорожных операторов РФ по итогам девяти месяцев 2019 года

ОПЕРАТОР МЕСТО В ЦЕЛОМ ПО КОЛИЧЕСТВУ ВАГОНОВ
9 МЕС. 2019 2018 ПО ПЕРЕВОЗКАМ В СОБСТВЕННОСТИ В УПРАВЛЕНИИ
ФГК 1 1 2 1 1
ПГК 2 2 1 2 2
Globaltrans 3 3 3 3 5
«Нефтетранссервис» 4 4 4 5 3
«Трансойл» 5 5 6 6 7
ГК РТК 6 6 7 4 4
СУЭК 7 8 5 15 6
«Модум-Транс» 8 12 8 7 8
«Трансконтейнер» 9 10 17 8 10
«Газпромтранс» 10 9 11 12 9
«Восток1520» 11 7 9 11 13
«Новотранс» 12 11 10 10 11
Railgo 13 15 16 9 14
«ТФМ-Оператор» («Атлант») 14 13 13 12
«ЛУКОЙЛ-Транс» 15 16 20 18
УГМК 16 18 19 13 17
ТГК 17 20 22 20 20
«Совфрахт» 18 14 21 21 16
НХТК 19 25 18 15
«Мечел-Транс» 20 22 14 24 22
«Евросиб СПб» 21 21 23 16 19
«Уралкалий» 22 23 18 19 24
«ВМ-Транс» 23 19 12 25 29
«РН-Транс» 24 17 36 26
Первый промышленный оператор 25 32 15 28 27

Ъ

0

Добавить комментарий