Сбербанк подумывает о речных грузоперевозках
Ростовская компания «Палмали», когда-то один из крупнейших перевозчиков на Юге, в 2018 году была признана банкротом. Конкурсное производство, т.е. распродажа, продолжается до сих пор. Требования кредиторов — более 25 млрд рублей, на Сбер приходится около 13 млрд.
Банк был вынужден остановить продажу заложенного у него нефтеналивного флота (46 судов и барж). Торги на понижение могли привести к слишком низкой цене. Начальная — 5,75 млрд рублей, на момент приостановки — 4,31 млрд.
Ранее флот «Палмали» уже дважды пытались продать с аукциона, но покупателей не нашлось из-за слабого интереса к танкерным перевозкам судами класса «река-море». Причин много: РЖД в навигацию предлагают более дешевые тарифы, а состояние водных путей — в многолетнем кризисе, перспективы преодоления которого туманны. Добавилась еще и пандемия.
Кроме того, 80% этого рынка обеспечивает «Роснефть», что ставит перевозчиков в прямую зависимость от одного крупного заказчика, и мало кто хочет инвестировать при таких условиях.
В результате Сбербанк рассматривает возможность перевода флота на свой баланс с целью его дальнейшей эксплуатации. Это будет уже не первый заход банков в большую логистику — вспомним ВТБ с его вертикально интегрированным зерновым холдингом.
С одной стороны, игроки такого уровня стремятся к монополизации (что хорошо видно именно на приведенном примере с агробизнесом Костина), и это вряд ли полезно для рынка. С другой, речным грузоперевозкам давно уже нужен серьезный лоббист на федеральном уровне. Иначе железнодорожное лобби их окончательно задушит при прямом попустительстве Минтранса.