Церковнославянский и латынь для металлурга и воина: «Победит тот, кто переучит своих быстрее, чем противник»
1 сентября традиционно мы представляем вниманию наших читателей интересные мысли, идеи и подходы к вопросам образования. В заголовке мы упомянули военное дело, как пример области, где за недополученные знания и навыки в момент боевых действий следует серьезное наказание. И напротив, правильно обученные бойцы – залог побед в военном деле, например, Суворов путь к военным победам начал с организации полковой школы, будучи командиром полка.
За рубежом одним из первых лидеров военного дела ценность образования поднял на новую высоту Мориц Оранский. Своих офицеров, прежде всего младших командиров, начинающих военную карьеру, Мориц Оранский заставлял посещать местные университеты. Более того, опережая свое время, он пошел еще дальше в деле профессиональной подготовки офицерских кадров. В начале 1590-х годов он основал первую в мире академию для подготовки офицеров. Нидерландский военный реформатор и полководец считал, что боеспособность реорганизованной им армии во многом зависит от большого числа профессионально подготовленных командиров.
В металлургии работает тот же подход – Демидовы начали освоение Урала с подготовки кадров: 6 декабря 1709 г. в Невьянском заводе на средства Никиты Демидова была открыта Цифирная школа. Их конкурент на ниве развития металлургии Василий Татищев также занялся обучением кадров для уральских заводов. Как начальник заводов, Татищев должен был разработать ряд законопроектов. В текст инструкции Татищев ввел пункт, обязывающий его открыть на Урале «хорошую» школу для обучения детей — дворянских, подьяческих, неслужащих церковников — с целью подготовки собственных командных кадров для управления промышленностью взамен посылаемых выпускников столичных школ, которые «приискивают, как бы отлучиться», неохотно обучаются горным делам.
Татищев задумал открыть латинскую школу. 2 января 1735 г. в дневальной книге личной канцелярии записано продиктованное Татищевым доношение Анне Ивановне, в котором впервые встречается упоминание о латинской школе: «…дабы и впредь здесь в способных людех недостатка не было, определили здесь для обучения арифметики и геометрии иметь при всех заводах школы, а здесь особливо латинского и неметского языка обучать, дабы чрез оное вышние мафематические и физические части показывать им удобно было».
В школу были назначены знающие учителя: немец из Марбурга Лаврентий Сехтинг, подысканный Академией наук, и Кириак Кондратович, выпускник Киево-Могилянской академии, бывший преподаватель семинарии в Переяславле-Залесском, переводчик при Феофане Прокоповиче.
Судя по школьным ведомостям, аттестатам учеников и учителя Кондратовича, некоторые дети церковнослужителей в Екатеринбурге были обучены «до логики и физики, другие же обучали грамматику и читали Библию латинскую и русcкую и делали ломаные латинские стихи, при чем толкована их церковная и гражданская историа».
К концу XVIII века Россия вышла на первое место в мире по производству чугуна и железа, и знатоки церковнославянского и латыни из школ Татищева, сыграли в этом одну из главных ролей. Например, инженер – изобретатель золотопромывочной машины Козьма Дмитриевич Фролов был выпускником одной из таких школ, а его сын Петр Козьмич Фролов стал изобретателем первой российской коммерчески рентабельной конной железной дороги, организатором добычи серебра на Алтае, а впоследствии и томским губернатором и сенатором Российской Империи. В той же школе учился и изобретатель российской паровой машины Иван Ползунов. Потраченные Татищевым в 1730 – 1740 годах 2000 рублей на латинскую школу окупились уральским золотом в и алтайским серебром, коим были оплачены большая часть расходов русской армии в Заграничном походе 1813 года.
Обучение по методу иезуитов
Если говорить о методах образования, то для подготовки высших командных кадров одной из самых совершенных методик является Ratio Studiorum (1599), разработанная орденом иезуитов.
Иезуитское образование стремилось к формированию всесторонне развитой личности, сочетая интеллектуальное, духовное и моральное воспитание. Главной целью было воспитание верующих католиков, способных к критическому мышлению и активной общественной деятельности. Обучение подчеркивало важность гуманизма, основанного на христианских ценностях.
Иезуитский подход к образованию использовал:
- Активное вовлечение учеников: использовались диспуты, дебаты и публичные выступления для развития ораторских навыков и критического мышления. Ученики часто участвовали в театральных постановках на латыни, что способствовало развитию речи и уверенности.
- Репетиции и повторение (repetitio): регулярное повторение материала считалось ключом к закреплению знаний. Ежедневные и еженедельные повторения были обязательной частью учебного процесса.
- Эмуляция (aemulatio): соревновательный элемент, когда ученики сравнивались друг с другом, чтобы мотивировать к лучшим результатам.
- Индивидуальный подход: преподаватели следили за прогрессом каждого ученика, корректируя задания в зависимости от способностей.
Немалая часть высших офицеров русской армии в войне 1812 года была подготовлена именно что по этой методике педагогами ордена Иисуса.
Все эти примеры из XIX века сегодня кажутся немного архаичными, и давайте подумаем, а нужна ли латынь современному управленцу?
Журнал Forbes не особенно часто пишет про успехи российской электроники. Но одному из серийно производимых в России электронных устройств – беспилотному летательному аппарату с управлением по оптоволокну американская версия Forbes USA посвятила весьма подробную статью.
Организатор разработки и серийного производства этого изделия учился, в том числе, в церковной воскресной школе при храме Большого Вознесения у Никитских Ворот в Москве с 1988 по 1992 год, то есть с 10 до 14 лет, что совпадало с его обучением в средней школе. Основное внимание уделялось религиозным дисциплинам: Закону Божьему, библеистике, литургике и истории церкви. Изучались церковнославянский язык, латынь и древнегреческий, что перекликается с гуманистическим подходом иезуитских коллегиумов, где классические языки были основой обучения.
Судя по результативности использования дрона с управлением по оптоволокну в деле обороны Курской области латынь, древнегреческий и церковнославянский современному организатору высокотехнологичного производства точно не помешают.
Иезуитская школа в Санкт-Петербурге в начале XIX века, известная как Петербургский коллегиум Святого Павла, была одним из наиболее престижных образовательных учреждений своего времени в Российской империи. Она функционировала с 1803 по 1816 год под патронажем католического ордена иезуитов и представляла собой закрытый благородный пансион для юношей из аристократических семей. Учреждение размещалось в здании, известном как Дом ордена иезуитов, построенном в 1803–1815 годах архитектором Луиджи Руской по адресу Итальянская улица, 1 / набережная канала Грибоедова, 8. Это здание изначально предназначалось для нужд ордена и включало учебные помещения, жилые комнаты для учеников и учителей, а также часовню.
Коллегиум был ориентирован на обучение детей из привилегированных слоев общества, включая дворянские семьи (Голицыны, Вяземские, Орловы, Гагарины, Строгановы, Одоевские, Шуваловы и др.). Он также привлекал будущих декабристов, таких как Александр Барятинский и Валерьян Голицын. Коллегиум был закрытым пансионом, где ученики не только учились, но и жили под строгим надзором иезуитских наставников. Это обеспечивало полный контроль над их интеллектуальным и духовным воспитанием.
В Отечественной войне 1812 года ученики коллегиума Святого Павла с разгромным счетом победили учеников Политехнической школы в Париже. У высокой эффективности солдат и командиров проявилась обратная сторона – они стали весьма критически относиться к управленческим способностям высшей аристократии. Говорят, и сейчас в армии Лаоса(именно что там), не стремятся хорошо обучать солдат и младших командиров, потому как обученные и с боевым опытом рядовые и сержанты саботируют те приказы командования, которые как им кажется, не являются хорошо проработанными и компетентными. Под командованием авторитетного и знающего командира они творят чудеса, но по слухам в армии Лаоса многие из таких не допущены к управлению войсками. В гражданских организациях по той же причине «сильно умных» отсеивают еще на этапе собеседования.
Подобная тенденция в прошлом привела к тому, что стало общим изменение отношения к иезуитам в России, где их начали воспринимать как угрозу самодержавию. В 1820 году Александр I издал указ об окончательном изгнании иезуитов из Российской империи.
Во Франции обучение по иезуитским методикам также давало весьма интересные результаты. Будущий комиссар Комитета общественного спасения Сен-Жюст учился в коллеже ораторианцев в Суассоне, престижном учебном заведении, управляемом католическим орденом ораторианцев (не путать с иезуитами, хотя их методы были схожи). Ораторианцы славились прогрессивным подходом к образованию, уделяя внимание не только религии, но и светским наукам. Обучение риторике в Суассоне и Реймсе сделало Сен-Жюста одним из самых ярких ораторов Национального Конвента. Его речь 13 ноября 1792 года с требованием казни Людовика XVI была настолько убедительной, что принесла ему широкую известность. В 1794 году Сен-Жюст был направлен Комитетом общественного спасения в Северную армию (Armée du Nord) в качестве комиссара. Его задачей было реорганизовать армию, повысить дисциплину, устранить некомпетентных офицеров и обеспечить снабжение. Его решительные действия, включая публичные наказания за предательство, сыграли ключевую роль в подготовке армии.
Многие из вас сталкивались со сборами «на дроны». Сен-Жюст тоже организовал такие сборы. Дронов у него, конечно же, не было, а аэроразведка имелась: Франция была родиной воздухоплавания и имела воздушные шары двух типов – на горячем воздухе (Монгольфьеры) и на водороде (Шарльеры). Шелковая оболочка шаров, хоть и производилась во Франции, стоила очень дорого и шаров было мало.
Будучи всего лишь сыном управляющего поместья, Сен-Жюст до Французской революции сватался к девушке из высшего общества региона, но из-за негативной реакции тогдашнего общества дворян и состоятельной буржуазии ему отказали. Приехав туда уже как комиссар Комитета, он собрал прекрасно помнившее всю историю со свадьбой общество в здании, перед входом в которое была установлена привезенная из Парижа гильотина. Без лишних предисловий он назвал сумму, которую богачи города Страсбурга должны были внести в течение 24 часов, а также обеспечить поставки продовольствия и обуви. Методы презентации подхода к снабжению армии произвели впечатление на собравшихся и требуемая сумма была уплачена в срок. Девушку — первую любовь будущего комиссара революционной власти весьма быстро отправили к нему прямо в Париж, но эта часть истории не имеет прямого отношения к предмету статьи.
Для высшего руководителя революционной власти порой является актуальным вопрос – «готов ли ты отправить на гильотину Терезу?», которая является классовым врагом в настоящем и сильнейшим романтическим воспоминанием в прошлом. Нужно немалое самообладание и компетентность, чтобы «пройти по тонкому льду» и не доводить до практической постановки такого вопроса. В отличие от других регионов Франции ее север мало пострадал от революционного террора – Сен-Жюст сумел нагнать страху на контрреволюционные элементы и обеспечить армию всем необходимым, но сделал это больше приемами психологического давления. Реальные масштабы казней в сравнении с Орлеаном, Парижем и Лионом были невелики. Память о Сен-Жюсте сильна, возможно, еще и по этой причине.
По итогу, Северная армия получила аэростат L’Entreprenant. Французы использовали аэростат для разведки, что стало первым в истории применением воздушного наблюдения в бою. Аэростат L’Entreprenant управлялся капитаном Жаном-Мари Кутелем, который передавал сообщения с высоты 400 метров, используя флажковую сигнализацию.
Битва при Флёрюсе стала триумфом революционной Франции, закрепив её военное превосходство и продемонстрировав эффективность реформ, проведенных Сен-Жюстом и другими якобинцами. Роль Сен-Жюста заключалась не в прямом командовании, а в организации, мотивации и контроле, что сделало его одной из движущих сил победы.
Парадоксально, но победа при Флёрюсе ослабила позиции Сен-Жюста и его покровителя Робеспьера. Успех снизил необходимость в режиме террора, что ускорило Термидорианский переворот (27 июля 1794 года), после которого Сен-Жюст и Робеспьер были казнены. Его методы пугали стремящуюся к комфортной жизни нарождающийся класс крупной буржуазии и он был казнен вместе с Максимиллианом Робеспьером в возрасте 26 лет. Высшими руководителями Франции стали выпускники не католических коллегиумов, а военных школ в Париже и Мезьере.
По итогам следующих 20 лет Франция лишилась примерно полутора миллионов человек в самом цветущем возрасте. Франция, с населением около 30 миллионов, понесла более тяжелые относительные потери, чем некоторые другие страны, что сказалось на её экономике и военной мощи в XIX веке, утратив военное и культурное доминирование. Выпускники военной школы в Париже, инженерной академии в Мезьере и Политехнической школы были очень талантливы в прикладном отношении, но растеряли накопленное Францией культурное и интеллектуальное лидерство. В то же время наработки и стандарты документооборота Национальной академии управления в Париже использовались как в документообороте ЦК КПСС, так и в управлении Корпорацией Исток, так что французская система образования и подготовки управленцев кое-что все же сохранила от времен Сен-Жюста.
Теперь рассмотрим другой, более прикладной подход к образованию, который был в рыцарских академиях, известных ныне как кадетские корпуса.
В них употреблялся следующий подход к обучению:
- Практическая ориентация: в отличие от иезуитских школ, где упор делался на диспуты и изучение классических текстов, рыцарские академии использовали практические упражнения: тренировки на плацу, военные маневры, моделирование битв.
- Индивидуальный подход: Преподаватели (часто бывшие военные или дворяне) работали с небольшими группами, адаптируя задания под способности учеников.
- Соревновательность: как и в иезуитских коллегиумах, использовались соревнования, но чаще в физических дисциплинах (например, турниры по фехтованию или верховой езде).
- Публичные выступления: ученики готовили речи и участвовали в диспутах, но с акцентом на практическое применение, например, в дипломатии.
- Путешествия и стажировки: некоторые академии организовывали поездки по Европе (Grand Tour), чтобы ученики знакомились с культурой, политикой и военными традициями других стран.
На практически ориентированное образование высокого уровня подготовки младшего командного состава можно посмотреть в немецком фильме «Фанен-юнкер – кандидат в офицеры», он доступен с переводом на английский и русский язык. Там достаточно подробно показывается подготовка младшего командного состава, развитие как физических навыков, так и прикладных методов управления людьми.
Николай I пробовал применить такой метод и для подготовки высшего командного состава, итогом чего стали результаты Крымской войны.
Младший командный состав можно готовить методами рыцарской академии, но выдающиеся результаты будут скорее в применении методов иезуитского коллегиума – если конечно высшие руководители будут готовы поднять требования к себе и понимать последствия оных. Фраза «Учись у немцев, паршивая российская коммунистическая обломовщина!» принадлежит Владимиру Ильичу Ленину и была написана им в записке, адресованной Льву Борисовичу Каменеву, 20 февраля 1922 года – это вот как раз об этом.
Современные подходы к профессиональному образованию
9 июня 2025 года Комитет МТПП по консалтингу, Международная ассоциация профессионального дополнительного образования и Национальная Гильдия Профессиональных Консультантов провел Круглый стол на тему “Современные подходы к дополнительному профессиональному образованию в корпоративном секторе”.
Обсуждалась роль бизнес – консультанта в дополнительном профессиональном образовании, внедрение практико-ориентированных подходов профессиональными консультантами в процесс обучения, повышение производительности труда консультантов с применением программных роботов и технологий искусственного интеллекта. В обсуждении принимали участие представители государственных и корпоративных структур, включая образовательную компанию ООО «СИНЕРГИЯ», Академию Росстандарта, Корпорацию Исток, РАНХиГС.
По словам руководителя ООО «СИНЕРГИЯ» Сурена Сафарова, «среди современных подходов к дополнительному образованию взрослых можно выделить такие, как цифровизация технологий обучения, а также смешанный формат обучения.
Цифровизация сегодня становится обязательной частью образовательного процесса. Используются электронные образовательные платформы, виртуальные лаборатории и симуляторы, которые позволяют обучаться в условиях, приближённых к реальным.
В свою очередь, смешанный подход к обучению совмещает интерактивные лекции, проектные задачи, групповые работы и практические кейсы. Сквозная работа над проектами является основным элементом современных обучающих курсов.
Обязательной частью образовательного процесса является контрольное мероприятие (экзамен), по итогам которого слушатели подтверждают свою квалификацию и получают документы установленного образца.
Конечно, слушателям необходимо понимать, что организация, оказывающая образовательные услуги, должна иметь соответствующую лицензию, а в числе преподавателей должны быть эксперты, обладающие значительным практическим опытом в области изучаемых дисциплин».
В деле подготовки кадров в Корпорации Исток используется методы подготовки учебных материалов с использованием робота.
Современные программные средства, такие как PostgreSQL, позволяют добиться выдающихся результатов в деле управления контентом. Но в то же время имеет место быть дефицит материалов на русском языке, мало изложения практических приемов работы применительно к отраслевой специфике, ответов на вопросы «как нам сделать то-то и то-то», или «что делать, если пошло вот так».
Для решения этих задач пишется большой набор инструкций, но вопрос в том, что они с течением времени устаревают. Подготовка инструкций программным роботом эти вопросы решает, позволяя обновлять материалы по самым современным подходам. Используемый совместно с ООО «СИНЕРГИЯ» подход к образовательному контенту позволяет создать кастомизированные (именно под потребности заказчика) курсы по металлургическим и металлоломным дисциплинам с использованием актуальной информации по теме, с одной стороны, и использованием сильных сторон методики ордена иезуитов Ratio Studiorum с другой стороны. Многие материалы вы можете посмотреть на ИНФОЛОМ в открытом доступе. Как образно сказал в одном из интервью лидер разработки и массового российского производства дронов на оптоволокне о деле подготовки кадров, «Победит тот, кто переучит своих быстрее, чем противник». И к гражданской сфере металлургии и подотрасли переработки лома металлов это тоже относится.
Всех причастных поздравляем с 1 сентября!
![]()
