Gaudeamus igitur: вопросы подготовки кадров
Gaudeamus igitur: вопросы подготовки кадров
День святой Татианы как нельзя лучше подходит для обсуждения вопросов подготовки кадров. Начнем мы с обращения к истории вопроса. В монархических странах до начала ХХ века это было исключительно неблагодарное занятие: подготовленные при правлении одного монарха чиновники, полководцы и ученые проявляли свои таланты в период правления следующего главы государства.
Показательным будет такая история: В 1804 году Первый консул надел на себя корону Императора. Студентов Политехнической школы выстроили в актовом зале присягать Наполеону. Вместо положенного по церемонии ритуала, студенты исполнили что то вроде французского варианта небезызвестного хита Aquadiskoteka.
«Господин Лакюэ (начальник школы)! — вскричал Наполеон посреди придворных, одобрявших его и словами и жестами, — вы не можете терпеть воспитанников, высказавших столь горячую привязанность к республиканизму: выгоните их». Потом, одумавшись, Наполеон прибавил: «Сперва я хочу знать их имена и их успехи». Взглянув на другой день на список, он остановился при первом имени (Араго), которое стояло первым по артиллерии. «Я не могу выгнать первых воспитанников, — сказал император, — жаль, что они не последние. Г. Лакюэ, оставьте это дело».
Похожая история была в одном закавказском государстве, когда ученики военной школы выступили с протестом против увольнения авторитетного преподавателя. Через 20 лет, уже при следующем президенте, эти теперь уже майоры и полковники, приняли участие в победоносной для них войне в Карабахе.
Уже после смерти Наполеона 7 июля 1830 г. Араго был избран непременным секретарём академии и прославился своими научными работами в электромагнетизме, в частности они повлияли на создание электродвигателя. Наполеон вовремя разглядел научный талант лидера протестов в Политехнической школе(Араго был бригадиром курса), и дал ему возможность и мотивацию проявить их, хотя главные его научные открытия пришлись на царствование противников Бонапарта и его династии.
Наибольших успехов в деле подготовки кадров добились османские султаны: дворцовая школа Enderun дала рекордное в мировой истории количество успешных высших чиновников, полководцев, и даже малое количество «непрофильных» инженеров и математиков. Двор для военных упражнений как бы случайно соседствовал с закрытой галереей, где прогуливались красавицы и их служанки из гарема султана. Как догадываются наши читатели, даже отстающие янычары при наличии таких зрительниц под жарким стамбульским солнцем, начинали более чем усердно показывать себя на тренировках. В современном мире этим приемом пользуются командиры частей, приглашая в воинские части матерей, сестер и невест призывников на 23 февраля или на день присяги, повышая мотивацию к освоению строевой подготовки даже у заядлых пацифистов.
Султан Абдул-Хамид после поражения в русско-турецкой войне увеличил число начальных школ с 200 до 4000, педагогических училищ – с 4 до 32 и религиозных – до 10 тыс. (русский аналог того времени – церковно-приходские школы). Методы подготовки и мотивации кадров времен Абдул-Хамида многие телезрители старшего поколения видели в сериале Çalıkuşu («Королек – птичка певчая»). Итог инвестиций в кадры такой – единственным примером разгрома английского военного флота в Первой мировой войне стало поражение в Дарданеллах: турецкий минный заградитель и береговые батареи потопили два английских и один французский броненосец, два тяжело повредили, а дивизия тогда еще просто Кемаль-паши нанесла поражение десанту союзников. Абдул-Хамид к тому времени был еще жив, но уже не правил, будучи отстраненным от власти. Подготовленные в его школах и университетах офицеры разгромили англо-индийские силы в Ираке, взяли Багдад и в 1917 году отступили только в виду 10-кратного превосходства британо-индийской армии: 447 тыс. человек против 42 тысяч. С начала ХХ века по 1918 год османский флот с турецкими командами утопил 6 броненосцев противника (5 британских и 1 французский).
Надо сказать, что и русские императоры не чуждались вопросов подготовки кадров: Петр I дал дорогу целой плеяде талантов, проявивших себя в царствование Елизаветы. Елизавета приняла личное участие в раскрытии талантов гениального полководца Суворова, а Екатерина II – флотоводца Ушакова и основателя Новороссии Потемкина, бывшего, кстати, в числе лучших студентов МГУ.
Важной является не только техническая, но и гуманитарная подготовка: в гибридной «войне смыслов» побеждает тот, кто лучше объяснит, за что он сражается. В Корпорации Исток среди бенефициаров, сотрудников и подрядчиков есть лидер рок-группы, автор англоязычных песен, переводчик староосманской поэзии, художник и танцор — все это разные люди:).
Why we fight («за что мы воюем») — это важный элемент пропаганды и компонента образования, утрата которой в какой-то момент привела даже и к развалу государства.
Император Николай I старался быть достойным правителем, и пока подготовленные Екатериной II кадры его окружали, во многом это удавалось. Своему сыну он оставил немного прекрасных математиков, нескольких неплохих инженеров и моряков, будущего основателя Путиловского завода(фактически организовал рынок лома как сырья в период Крымской Войны), будущего основателя Мальцовского завода(организатор переработки металлосырья и строитель оригинальной системы железных дорог), и огромное скопище мотивированных на борьбу с царизмом гуманитариев-революционеров. Почему так получилось?
Вот что записал в своем дневнике Александр Сергеевич Пушкин: «Три вещи осуждаются вообще — и по справедливости: 1) Выбор Сухозанета, человека запятнанного, вышедшего в люди через Яшвиля — **(синоним ЛГБТ-отношений)** и отъявленного игрока Никитина. Государь видел в нем только изувеченного воина и назначил ему важнейший пост в государстве, как спокойное место в доме инвалидов». Кто эти люди, чьи фамилии употреблены в одном ряду с Яшвилем?
Сухозанет. В молодости был адъютантом Яшвиля, а затем с помощью своего патрона начал «выходить в люди». Сухозанет — личность в нашей истории темная и гадкая. 14 декабря 1825 года он, командуя гвардейской конной артиллерией, приказал открыть картечный огонь по стоявшим на Сенатской площади декабристам. Эта его «заслуга», ровно как и те, которые он оказывал Яшвилю в бытность свою его адъютантом, позволила Сухозанету совершить блестящую карьеру. Он стал генерал-лейтенантом. В польской кампании 1831 года ему оторвало ядром ногу. Сухозанет вынужден был оставить строевую службу. Но «свой человек» не был забыт. И 4 сентября 1833 года Николай I назначил Сухозанета главным директором Пажеского и всех сухопутных корпусов. Никитин Павел Ефимович — сенатский чиновник, игрок, наживший карточными махинациями миллионное состояние. Именно эти и подобные им генералы видели главнейшую цель своей службы в том, чтобы сокрушить все то, что выходит за рамки ими же писанных уставов. Подобная «образовательная система» привела к тому, что ни одной войны с технологически развитыми государствами царская Россия больше никогда в своей истории не выиграла – не было у преемников Николая I победоносных кадров, «во что смотришься – в то и обращаешься». Надо сказать, что ситуацию старались исправить при Николае II, но шутка мифологической богини истории Клио в том, что подготовленные ими кадры побеждали в войнах и двигали технологический прогресс при ярых противниках царизма в СССР и в США.
Циркуляр «о кухаркиных детях» и недостаток внимания к подготовке кадров в правление Александра II и Александра III привело к дефициту дееспособных кадров, итогом чего стала проигранная русско-японская и Первая мировая война. Для сравнения, Русский императорский флот потопил всего 2 броненосца противника с начала ХХ века до 1918 года (японские «Хатсусе» и «Ясима») и ни одного за всю Первую мировую войну. Надо сказать, что в период правления Николая II все же удалось снизить негативное влияние контрреформ Александра III на образование: наиболее успешный командующий Черноморским флотом, полностью прекративший турецкие морские перевозки и закрывший Черное море от неприятельских судов получил первое звание мичмана как раз в начале правления Николая II. К 1916 году в Российской империи было около 140 тысяч школ разных типов, а различные показатели инфраструктурных параметров школьной системы (например, отношение числа школ к количеству населения, равномерность их распределения, пространственная доступность, управляемость и т. д.)превосходили не только большинство государств того времени, но и современную Российскую Федерацию. Но воспользовались «николаевскими кадрами» уже большевики: даже в Орловском индустриальном техникуме 30-х годов преподаватели владели свободно минимум 2-мя иностранными языками, помимо знаний по специальности, выделялись ораторским искусством, классическими танцами, светским этикетом и во многом казались своим вышедшим из мещан и крестьян ученикам идеалом развития личности.
Отсюда вывод: если собираетесь покупать предприятие как бизнес, изучите, как ваш предшественник готовил кадры, и каких успехов они добились. Если проявивших себя выходцев из данной фирмы более 5 – покупайте, если меньше двух – больше цены лома и земли под зданиями не давайте. Pay Pal mafia тому пример.
В других странах напротив уделяли немалое внимание именно мотивации студенческих кадров, порой весьма оригинальными методами. Например, в австрийской империи каждый год, в понедельник карнавальной недели, в Хофбурге дается бал союза студентов австрийских университетов «Рудольфина Редут». Студенческий союз «Рудольфина» создан в честь герцога Рудольфа IV, основавшего в 1365 году первый в Австрии университет и назвавшего его Alma Mater Rudolfma. А слово «редут» означает в данном случае то, что это будет бал-маскарад и дамы на этом балу до полуночи должны носить маску, что разрешает им самостоятельно выбирать кавалеров для танцев. Рассказывают, что именно на этом балу предпочитала появляться неузнанной австрийская императрица. Каждый студент, хотя бы потенциально, мог стать ее избранным кавалером и сохранить это воспоминание на всю жизнь. Метод имел некоторые издержки – не попавший в число студентов академии художеств абитуриент устроил через 30 лет не только аншлюс Австрии, но и мировую войну. Но в остальном – вполне работоспособная конструкция для подготовки лояльно настроенных специалистов и заметим, что несколько лет назад «суворовские балы» стали набирать популярность в российских военных училищах.
Традиция эта соблюдается до сих пор, как, впрочем, и традиция исполнения студенческого гимна Gaudeamus.
Гимн студентов «Gaudeamus igitur» (с латинского: Будем веселиться) известен с XIII века. В классической версии текст содержит семь куплетов, которые начинаются с напоминания о быстроте времени и неизбежности смерти. Но последняя строфа дышит особым позитивом:
Да исчезнет печаль,
Да исчезнут скорби наши,
Да исчезнет дьявол,
Все враги студентов
И смеющиеся над ними!
С праздником святой Татианы!
С днём студента ! Не унывайте !