Достанется ли российским металлургам арктический лом?

Деловая программа Петербургского международного экономического форума начинается с дискуссии про Северный морской путь. Динамичное развитие Северного морского пути и превращение его в круглогодичный международный транспортный коридор напрямую зависит как от роста объемов транзитных перевозок, так и от развития российской Арктики в целом.

Если говорить об Арктике в «металлоломном» смысле, то есть подогреваемые отдельными организациями ожидания о немыслимых залежах лома в этом регионе, которые могут достаться российским металлургам, конечно же, при наличии господдержки программ по экологии Арктики.

Говоря о содержании металлических отходов в Арктической зоне, можно выделить следующие объекты:

— затонувшие корабли;

— лом техники, металлических зданий, плавсредств и резервуаров горючего на полярных станциях и арктических военных базах;

— отходы от строительства объектов нефтегазодобычи и, шире, добычи ресурсов за Полярным Кругом;

— корабли «на плаву» в арктических портах, предназначенные для утилизации;

— лом автомобилей на полярных трассах;

— ЖД лом железных дорог;

Освоение Арктической зоны шло еще с начала Первой мировой войны, с момента строительства порта Романов-на-Мурмане, ныне Мурманск. Объемы перевозок по Северному морскому пути выросли в 6 раз с 1953 года по 1986 год, до уровня 6,4 млн. тонн. В 2023 году объем перевозок по Севморпути вырос до 36 млн. тонн в год.

Если говорить о «металлической» части освоения Арктики, то имеют место быть следующие особенности:

1. Потери от ржавчины. Согласно оценкам из классического труда «Л.Л.Зусман. Металлический фонд народного хозяйства СССР» потери от ржавчины оценивались порядка 1% в год. То есть из тонны завезенного в 1970 году черного металла в 2024 году останется 581 килограмм, что скажем так, сильно сократит оценки объемов «советского» лома.

2. Радиоактивность. В период с 50х годов прошлого века на Севере активно применялись радиоизотопные источники энергии. Например, 2 и 13 ноября 2003 года Гидрографическая служба Северного флота при проведении планового осмотра в районе г. Полярный обнаружила два полностью разобранных РИТЭГа типа «Бета-М», обеспечивавших электропитание навигационных знаков. Радиоизотопные источники тепла РИТ-90 — капсулы со стронцием-90 — были найдены: одна в воде у берега в губе Оленьей Кольского залива, вторая на суше у берега в северной части острова Южный Горячинский в Кольском заливе. Реальное количество радиоактивного лома только предстоит оценить.

3. Удаленность от основных металлургических заводов – потребителей черного лома. Для примера, из Архангельской области на все заводы за 5 лет с 2019 по 2023 год пришло всего лишь 240 тыс. тонн лома ЖД транспортом, из них 113 тыс. тонн на Северсталь. Из Мурманской области на все российские металлургические заводы ЖД транспортом пришло порядка 18 тыс. тонн за 5 лет! При этом мы понимаем, что ни о каких поставках автотранспортом, хоть сколько-нибудь массовых, в данном случае речи не идет. Лом с Чукотки идет, как правило, на экспорт, лом с Норильска идет как вниз по реке, в Сибирь, так может идти и на экспорт – были случаи нескольких поставок. В то же время автор статьи знаком лично с инициаторами проекта строительства завода по металлургическому переделу лома на территории Норильска, но пока что проект в стадии оценки инвестиций и подбора оборудования.

Данная ситуация говорит о том, что проект по очистке Арктики от металлических отходов, судя по статистике прошлых лет, не приведет к существенному приросту потоков лома на предприятия черной металлургии. Кому же он выгоден?

Если посмотреть на особенности распределения квот на экспорт лом черных металлов, то можно выделить отдельные компании, не чуждые переработке военного лома, особенно за 5 лет. Назовем эти твёрдо стоящие компании (условно) группой «Т».

При рассмотрении условной ситуации, когда за счет государственных средств собран лом и привезен скажем в порт Мурманск, заводы центра и Юга России не смогут дать, в силу больших логистических издержек, той же цены, что даст монополист с квотой на экспорт. Иными словами, собранный в Арктике лом с немалой долей вероятности, достанется турецким и индийским металлургам. Российские металлурги от роста субсидий на сбор арктического лома, по предположению автора, вряд ли получат существенный объем лома.

В то же время, если эти субсидии направить скажем, на компенсацию ЖД тарифа от арктических портов до металлургических заводов страны, то собираемый в Арктике лом ценой относительно небольших затрат, до 1000 руб. на тонну, принесет немалую пользу государству.

Loading

0