«Плач Ярославны» по ограничениям экспорта – разбираем ситуацию

В некоторых чатах пишут мнение директора одной псковской компании о «кризисе в ломопереработке и массовому банкротству ломозаготовительных компаний» якобы из-за введения системы квотирования экспорта лома за пределы стран ЕАЭС за последние два года.

Проблемы в ломозаготовительной отрасли действительно есть. Например, цена лома на Урале провалилась ниже некоторых регионов Приволжского Федерального округа, хотя исторически было все наоборот. Повальные жалобы на нелегальные приемки, которые расцветают на фоне желания сдатчиков лома получать наличные и не имеют никакой лицензии. Все эти жалобы идут с Урала – региона, который и до ввода системы квотирования не был замечен вообще в экспорте лома в дальнее зарубежье. Тенденция изменилась в 2024 году – уральский лом таки поехал на экспорт, но – в ближнее зарубежье, а именно на БМЗ.

Иными словами, говоря об уходе с рынка ломозаготовительных компаний, стоит разделить сколько из них покинули этот бизнес из-за конкуренции с «черными приемками» после ввода безналичного расчета за лом металлов с физическими лицами, и как видим из примера выше, эта тенденция верна даже для регионов, где экспорта не было вообще до ввода квот.

А теперь вернемся к вопросу экспорта и обратим внимание на цены на лом в разных регионах и странах:

Сразу появляется интересная информация для размышления:

1. Цена в Калининграде и в Санкт-Петербурге одинаковая, причем в Калининграде вообще нет альтернатив отправить лом куда либо, кроме как на экспорт, а вот при разнице цен в Санкт-Петербурге и Калуге в 72 доллара нет проблем доехать и продать лом по более высокой цене, но – почему то цена на это не реагирует. В чем причина? Напишем авторскую версию об этом ниже.

2. Разница цен в Риге и Санкт-Петербурге 66 долларов США. Чтобы хорошо зарабатывать, даже не обязательно искать дорогой «внесанкционный» корабль до Искендеруна, достаточно найти баржу (даже без номера IMO) до Риги? Заметим, были времена, когда экспортеры и за 10 долларов маржи вполне себе работали.

3. Разница цен между Испанией и Турцией весьма невелика (6 долларов США), хотя раньше достигала более значительных величин. Санкции таки работают – без лома из России испанским металлургам потреблять приходится либо сомнительного качества британский/ирландский и скандинавский с примесями меди, либо очень дорогой американский.

Итак, почему же цена в Санкт‑Петербурге столь низко упала? Неужели кризис настал и все пропало? Смотря у кого, ибо «если где-то что-то убыло – значит у кого что-то прибыло!». Лом приходит как с демонтажей, так и от физических лиц. Если опустить цены на лом на достаточно низкий уровень по безналичному расчету, и привязать к этому расчеты за демонтажи, то получаем ситуацию маржи «СПб-Калуга» в 72 доллара! Все супер, но разве ломосдатчики не уедут в другой регион?

Корпоративные – не уедут, ибо демонтаж идет в самом городе, так что будут сдавать по сложившемуся прайсу. Из других городов в нынешней обстановке вряд ли приедут конкуренты – в условиях дефицита оборотных средств при цене кредита выше 20% вкладываться в демонтажи могут себе позволить «не только лишь все», тем, у кого есть оборотные средства, хватит работы везде.

А как быть с «газелистами»? Они-то точно могут уехать, скажем в Москву за интересной ценой. Могут, конечно, но им по предположению автора, можно без особой огласки предложить на месте наличными и возможно повыше безналичной оплаты по прейскуранту. Маржа в 72 доллара на «корпоративном ломе» вполне позволяет проделать подобный «схематоз», главное чтобы без лишнего шума. Желающие проверить данную версию могут сравнить цены на интернет-досках объявлений в чатах и по прейскурантам.

Ну и в чем же причина «плача Ярославны» о проблемах из-за квот? Все объясняется просто – умножьте хотя бы даже 10 тыс. тонн лома на разницу цен в 175 долл. США между Санкт‑Петербургом и Искендеруном, даже после вычета фрахта и номинальной пошлины остается весьма крупная сумма! А теперь представьте, что эту квоту вашему предприятию увеличили в 2-4 раза, и вы успели под это сделать запас! Отличный же бизнес получится, так что инвестиции в PR вполне оправданы. Другой вопрос, что для PR подобной схемы выбрали не тех людей, «эффективность» работы которых для экспортеров лома стала видна после ввода квот. Металлурги и наиболее здравомыслящие экспортеры выбрали законного владельца товарного знака Ruslom® Корпорацию Исток и выиграли!

В то же время разрушение системы квот ударит по снабжению ломом предприятий военно-промышленного комплекса Северо-Западного региона. Означает ли это тотальную войну с экспортерами лома, вплоть до полного запрета?

Вовсе нет, есть варианты, когда экспорт лома приносит и доход государству и не вредит интересам металлургии и ОПК.

Например, в регионе действия клиентов Корпорации Исток цены на лом в 2024 году менялись так:

Иными словами, маржинальность в рублях за счет «снижения земли» у клиентов компании как минимум не падает даже при снижении мировых цен и усиления рубля. У нас есть пригодные для практической реализации идеи по расширению доходности экспорта лома и согласования интересов металлургов и экспортеров.

Делайте свой выбор.

Loading

0