В Якутии планируют создать проектный офис для ликвидации затонувших судов и металлолома
Власти Якутии планируют создать проектный офис для ликвидации объектов накопленного экологического ущерба — это, прежде всего, металлолом и затопленные суда. Большинство из них находятся в Арктике, сообщил в среду ТАСС министр экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Сахамин Афанасьев.
В 2019 году президент России Владимир Путин назвал экологическую угрозу главной в Арктике и отметил, что в связи с возможным экономическим освоением арктической зоны эти риски возрастают. В Якутии объекты накопленного экологического ущерба прошлых лет в основном сосредоточены на территориях, где еще в советские времена разрабатывали месторождения золота и олова. Это в основном заброшенные хвостохранилища, поселки, свалки металлолома, затонувшие бесхозные суда.
«Рассматривается [возможность] создания проектного офиса по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде в виде лома металлов и затонувших судов в Якутии. Разработан проект распоряжения, он направлен на согласование в правительство республики», — сказал Афанасьев. Планируется, что в состав проектного офиса войдут представители региональных министерств экологии, транспорта, имущества и по развитию Арктики.
Задачами проектного офиса станут координация работы властей, учреждений и организаций по ликвидации накопленного экологического ущерба, сбор, анализ и выработка предложений по уборке, информационная поддержка и подготовка рекомендаций главе Якутии и региональному правительству.
«На территории республики предварительно установлено 437 точек накопления лома цветного и черного металла, 84% из них находится в Арктической зоне. В 13 арктических районах республики накоплено более 4,9 млн тонн металлолома. Наиболее крупные объемы металлолома — в Булунском и Усть-Янском районах, [где находятся] 1,3 млн тонн и 1,7 млн тонн соответственно. Примерный состав металлолома — это бочки, железные листы, трубы, кузова автотранспорта и вездеходов, трансформаторы, радиаторы, металлические конструкции, провода. Для прибрежных арктических районов характерны остатки кораблей, в промышленных районах — каркасы горнодобывающей техники», — пояснил Афанасьев.
Для уборки всего металлолома в Якутии, по предварительным расчетам, нужно около 60 млрд рублей. За последние пять лет за счет республиканского бюджета в регионе убрали около 675 тонн металлолома.
Федеральная помощь
Полная ликвидация металлолома и затонувших судов за счет федерального бюджета невозможна, так как эти работы не вошли в нацпроект «Экология», в задачах которого — ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и уборка наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба.
Помимо этого, в рамках соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Республикой Саха (Якутия) и командованием Северного флота прорабатывается вопрос взаимодействия по вывозу металлолома Северным морским путем.
Затонувшие суда
В середине августа в ходе рабочей поездки на Дальний Восток премьер-министр РФ Михаил Мишустин призвал расчистить акватории от «кладбищ» кораблей. Всего на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО) насчитывается более 1 тыс. таких судов. В конце сентября вице-премьер — полномочный представитель президента России в ДФО Юрий Трутнев поручил министерству транспорта РФ изучить возможность подъема судов, которые затонули на Дальнем Востоке и не только угрожают транспорту, но и портят ландшафт.
По данным федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» в руслах рек Ленского бассейна обнаружено 294 затопленных судна, и собственники 250 из них неизвестны.
Для исполнения поручения премьер-министра региональное министерство экологии в конце августа направило в Минтранс РФ предложения в разрабатываемый проект плана мероприятий по подъему и ликвидации затонувших судов.
В министерстве считают, что подъем и утилизацию затопленных судов стоит проводить силами администраций бассейнов внутренних водных путей с финансовым обеспечением из средств федерального бюджета. Также предлагается позволить индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам вести работы по подъему судов, которые не причиняют значительного ущерба окружающей среде, и проводить работы по установлению собственников затонувших судов или признанию их бесхозяйными.