В Казахстане запущено предприятие по утилизации автомобилей
Владельцам казахстанского автохлама выплачено 5 млрд 464 млн тенге в течение первого года действия в стране программы утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств
За 12 месяцев от населения принято 36 433 автомобиля средним возрастом 25–30 лет. Переплавлять их начнут в Караганде на заводе, запущенном 6 декабря в ходе общенационального телемоста «Новая индустриализация страны: прыжок казахстанского барса» с участием президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Программа по выкупу автохлама была запущена год назад по инициативе Министерства энергетики РК. Согласно ее условиям, на утилизацию принимаются автомобили категории M1 (вес до 3,5 тонн). Владелец может получить два вида компенсации: за автомобиль в полной комплектации 150 тыс. тенге, за неполной – 48 тыс. тенге.
Пункты приема автохлама открыты в 17 городах Казахстана. Также действует мобильный пункт сбора, выезжающий в отдаленные селения. Активнее всего избавляли от своих развалюх жители Шымкента, отдавшие на переплавку 4692 машины. Самым старым оказался «Москвич», сошедший с конвейера аж в 1946 году. А самой новой стала Lada «Granta» 2014 года выпуска.
Первый в Казахстане завод по утилизации автохлама ТОО «Recycling Company» начало строить в Караганде в марте нынешнего года. Власти региона поддержали проект, выделив земельный участок с подведенной инфраструктурой на территории специальной экономической зоны «Сарыарка». Владельцы вложили в производство 3,4 млрд тенге.
Уже в июле в строй была введена первая очередь – шредирование транспортных средств на специальной установке итальянского производства, которая позволяет не только прессовать автомобиль, но и отделять цветные металлы от чёрных. На выходе получаются брикеты весом примерно в 1 тонну каждый. Кстати, итальянские партнеры продолжают в удаленном режиме контролировать работу оборудования. В случае неполадок следуют указания по отладке.
Запуск основного подразделения завода, плавильного цеха, по плану развития был назначен на декабрь, как раз к традиционному телемосту. В график предприятие уложилось.
В цехе установлены четыре индукционные печи китайского производства, где и будет идти переплавка уже шредированных автомобилей. Конечная продукция – сплавы черных и цветных металлов, забирать которые готовы металлургические заводы карагандинской области. Договоренность об этом уже есть с «Арселор Миттал Темиртау».
Также запущен пиролизный цех, укомплектованный оборудованием украинского производства. Тут идёт термическое разложение неметаллических деталей и переработка машинного масла, сливаемого из утилизируемых автомобилей. Получаемая продукция – аналог печного топлива и синтезгаз. Эти продукты будут использоваться прежде всего для отопления самого предприятия, а при достаточном объеме – и для продажи.
Мощность завода позволяет утилизировать 50 тыс. автомобилей в год, на сегодня на складе – уже 42 тыс. брикетов. Ежегодное производство вторсырья: 22,7 тыс. тонн чёрных и цветных металлов; 2,1 млн кубометра синтезгаза; 16 тыс. тонн аналога печного топлива; 3,3 тыс. тонн резиновой крошки за счет переработки старых автомобильных покрышек.
Технологическая цепочка предполагает, что в итоге, от автомобиля остается не более 5% неперерабатываемого мусора.
Forbes