В Волгограде приступили к очистке Волги от затонувших судов
На дне Волги проведут генеральную уборку. По самым скромным подсчетам, под толщей воды от людских глаз скрыты несколько сотен затонувших судов разных исторических эпох. Есть среди них корабли дореволюционного периода, попадаются и находки времен Сталинградской битвы.
Под многометровой толщей воды от глаз человека скрыто то, что оказалось на дне 100, 200 и даже 300 лет назад. Впрочем, для подводных охотников такие находки уже давно привычны. Около кораблей-призраков – самое «клеевое» место, подмечают рыболовы. Для здешних обитателей остовы судов – укромное местечко, для речников же – настоящая головная боль. На основном фарватере подводный металлолом опасен для судоходства.
Дмитрий Кабельков, руководитель подрядной организации: «Мы проводили водолазные исследования, было выявлено и постоянно выявляются очень много затопленных судов, исторических судов, много объектов времен ВОВ. Это и танки, и боевые машины, находятся и военные корабли. Мы также планируем доставать эти объекты, поднимать их со дна и передавать уже непосредственно в музей Сталинградской битвы».
Несмотря на то, что объекты затонули много лет назад, в них сохранились остатки топлива и моторного масла. И это не единственная угроза экосистеме. Металлы, которые содержатся в трубопроводах, проводах, навигационном оборудовании, попадая в воду, окисляются и отравляют реку. Корабельные кладбища, по словам специалистов, необходимо срочно ликвидировать.
Светлана Чайковская, помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора: «На территории волгоградского затона реки Волга в границах Краснослободского городского поселения было установлено три плавсредства в затонувшем виде – это баржа, корпус дебаркадера и теплоход. Нахождение данных объектов в реке Волге, в рыбохозяйственном водоеме высшего назначения является недопустимым, поскольку крайне негативно сказывается на состоянии водно-биологических ресурсов».
Брошенные корабли на дне Волге навсегда могли бы остаться мертвым грузом, если бы не инженеры специализированной организации. Они приступили к очистке дна главной реки страны от брошенных и затонувших судов. А начать решили с бывшего пассажирского судна.
Медленно, но верно теплоход МО-52, который, к сведению, пролежал на дне больше 20 лет, постепенно высвобождается из ледяного плена. Работа эта очень ювелирная, и требует предельной сосредоточенности. Прежде чем достать корпус, его тщательно осматривают водолазы. Когда судно изучено, утилизаторы берутся за дело. По смыслу это больше напоминает хирургическую операцию.
Теперь уже и не вспомнить вовсе, отчего этот теплоход, которыми по Волге обычно перевозили пассажиров, затонул прямо у речного берега. Годами его заносило песком и илом. Для подъема с глубины речные санитары подходят тщательно.
Алексей Киселев, представитель подрядной организации: «9 тонн лебедка, а тащит 200 тонн при помощи приборов, систем тросовой вытяжки. Мы как раз такие работы осуществляем. Конечно, это инженерный расчет, специалист все сначала рассчитал: толщину тросов, количество лебедок, количество блоков, необходимые усилия, угол атаки, потому сейчас мы вытаскиваем не по плоскости, а под углом практически 30 градусов – это еще дополнительное усиление на технику».
У большинства судов, которые сейчас находятся на дне реки, даже названия забыты, именуют их «Титаниками». По оценке специалистов, в акватории Волги находится более 300 затонувших судов, и если работы будут продолжаться нынешними темпами, для того, чтобы окончательно очистить дно реки, потребуется не менее 20 лет.
ГТРК «Волгоград-ТРВ»