Вокруг лома черных металлов Украины: симбиоз коррупции, некомпетентности и дезинформации
Валерий Мазур,
доктор технических наук, профессор,
член-корреспондент НАН Украины,
министр промышленности Украины в 1995-1997 годах.
Более года назад телеканал ZIK сделал серию репортажей о коррупции, которая пронизала органы государственной власти в сфере заготовки, поставки на внутренний рынок и экспорт лома черных металлов. На конкретных примерах было показано, что в угоду определенным олигархическим кланам в Украине с начала 2000-х до 2013 года власть планомерно уменьшала экспорт лома черных металлов и организовывала систему получения взяток за выдачу заготовителям лома разрешений на выполнение экспорта этой продукции. При том, что объемы заготовки металлолома в Украине превышали потребности украинской металлургии в 1,5 раза.
В 2014-2015 годах за счет усилий Министра экономического развития и торговли Украины (Минэкономразвития) А. Абромавичуса ситуация в этой сфере существенно улучшилась. Украина начала увеличивать объемы экспорта металлолома. Однако в 2016 году коррупция вернула утраченные позиции и экспорт лома опять был парализован.
Затронутая проблема и возможные пути её решения неоднократно рассматривалась не только на телеканалах, но и в средствах массовой информации. Так, еженедельник «Зеркало недели. Украина» («ZN.UA») 7 марта 2015 года опубликовал статью «С металлическим звоном», в феврале 2016 года еженедельник «2000» опубликовал статьи «Депутат Врунгель и его помощник Лом» и «О ломе и Врунгеле замолвите слово». В этих статьях скурпулезно были раскрыты исходные предпосылки, коммерческие цели, заказчики, коррупционные методы достижения поставленных задач, исполнители, способы дезинформации общественности относительно сути заострившейся в последний год проблемы – заготовки, обеспечения внутреннего рынка и экспорт лома черных металлов. Казалось бы, всё предельно ясно – никакого дефицита металлолома в Украине нет. Есть реальные возможности для увеличения в 2-3 раза экспорта этого сырья с целью увеличения поступлений валюты в Украину без какого-либо ущерба для отечественной металлургии.
Необходимы меры со стороны власти для реализации такой возможности. Однако под влиянием заинтересованных сил и элементарной некомпетентности (а может и наоборот – излишней компетентности) отдельных госслужащих во власти дальнейшие события в стране развивались с точностью до наоборот. Вначале два «самых честных» украинских судьи, подменяя Кабинет Министров и Верховную Раду Украины, своими очевидно заказными, по мнению автора данной статьи, ухвалами остановили экспорт лома черных металлов на всей территории страны на неопределенный срок. А затем Верховная Рада Украины, попирая подписанные Украиной международные обязательства, приняла 12.07.2016 Закон Украины №3868, который фактически похоронил возможности экспорта металлолома в целом.
Коротко в цифрах об экспорте украинской металлопродукции и лома черных металлов. В целом экспорт товаров из Украины за первые шесть месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 11,9%. Объемы экспорта товаров составили в денежном выражении $2,7 млрд. Объемы импорта – $2,9 млрд. Цифры удручающие.
Украина в январе-июне 2016 года сократила экспорт лома черных металлов до 233,378 тыс. т., что на 68,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (было 739,187 тыс. тонн). В денежном выражении потери составили 77,5%: в первом полугодии 2015 года поступления валюты от экспорта металлолома составили $181,786 млн, за такой же период 2016 года – всего $40,992 млн, т.е. уменьшились в ~4,4 раза. Импорт металлолома за первые шесть месяцев 2016 года, как и в предыдущие годы, был незначительным – всего 14,122 тыс. тонн на сумму $3,681 тыс. Поскольку импорт осуществлялся из Словакии и Турции можно предположить, что это был реэкспорт украинского металлолома.
Заметим, что в 2014 году Украина проэкспортировала 936,937 тыс. тонн лома черных металлов, а в 2015 году – 1 млн 212,558 тыс. тонн. Ранее, в 2010 году, например, объем экспорта металлолома составлял ~5 млн тонн. Согласно результатам исследований Физико-технологического института металлов и сплавов Национальной академии наук Украины (далее по тексту НАН Украины) в нынешнее время Украина способна ежегодно заготавливать 5,0–5,5 млн тонн. Поскольку потребность в металлоломе украинской металлургии при прогнозируемом объеме производства стали на уровне 23,0-25,0 млн. тонн не превышает 3 млн тонн (~12% от объема выплавки стали), то Украина может и должна экспортировать не менее 2 млн тонн лома черных металлов в год.
Важно подчеркнуть, что кардинальное сокращение (на практике фактическое прекращение) экспорта металлолома в первом полугодии 2016 года не оказало позитивного воздействия на объемы производства и экспорта готовой металлопродукции. Валютные поступления от экспорта продукции черных металлов сократились на 22,1% до $3 млрд 346,988 млн по сравнению с аналогичным периодом 2015 года ($4 млрд 296,491 млн). А импорт в Украину аналогичной продукции увеличился за названный период на 15,1% – до $363,943 млн. При этом Украина и в 2015 году сократила поступления от экспорта черных металлов на 37,5% по сравнению с 2014 годом. Динамика печальная.
Выполненный учеными НАН Украины анализ вышеприведенных и других данных свидетельствует о том, что, во-первых, на «успехи» металлургии в последние годы масштабы экспорта лома черных металлов никак не влияют. Во-вторых, деградация украинской металлургии обусловлена тем, что её собственники на всё время независимости Украины не осуществляли и не осуществляют необходимую модернизацию производства (как это сделали, в частности, металлурги России и Китая) даже в периоды взлета цен на металлопродукцию и получения сверхприбылей. Но это тема отдельной статьи. Вели себя металлурги Украины подобно попрыгунье-стрекозе из известной басни того же Ив. Андр. Крылова. А сейчас для металлургии «зима катит в глаза».
В третьих, вместо того, чтобы сосредоточиться на теме замены импортируемой металлопродукции на отечественную, которая раньше выпускалась украинскими предприятиями и может выпускаться сегодня, металлурги стремятся «нагнуть» смежные отрасли промышленности, вымогая за счет них для себя «поддержки» (?!) путем снижения цен на энергоносители, железнодорожные перевозки и т.д. В том числе при поддержке власти принуждая ломозаготовителей отдавать им собранный металлолом по существенно заниженной цене и с отсрочкой оплаты поставленной продукции. Реализация такой «стратегии» в рассматриваемой сфере промышленного производства не приведет экономику Украины к успеху. Скорее наоборот.
Дезинформация как основной метод зомбирования общественности и давления на органы власти
Специалисты по рекламе утверждают, что для формирования устойчивого стереотипа в сознании людей нужно необходимую информацию вложить в уши её потребителя путем не менее чем семикратного повторения. В информационном пространстве Украины весьма активны два-три интернет-издания (называть их не будем, чтобы не рекламировать), которые изо дня в день системно «выдают на гора» одну и ту же «дезу»: что будто бы в Украине наблюдается дефицит металлолома, что имеют место недопоставки металлургам сотен тысяч тонн лома черных металлов; что из-за этого один из заводов в Днепропетровске будто бы простоял в 2015 году аж 63 дня; что из-за дефицита металлолома сталеплавильщики вынуждены замещать его жидким чугуном или горячебрикетированным железом; что если разрешить свободный экспорт металлолома, то экспортеры порежут на лом все инфраструктурные и промышленные объекты.
На поверку всё сказанное оказывается примитивным враньем. Как было показано выше в цифрах, дефицита металлолома в Украине никогда не было и нет сейчас. Дефицит – это когда потребности внутреннего рынка не обеспечиваются по причине отсутствия продукции в стране. Украина реально затоварена не находящим спроса по справедливой цене металлоломом. Более того, ломозаготовители способны и готовы увеличить заготовку лома черных металлов в случае дерегуляции его экспорта. Объемы заготовки металлолома прямо пропорционально зависят от объемов разрешенного экспорта. Чем больше разрешено проэкспортировать лома, тем больше его собирают. И наоборот. Это прописная истина, проверенная многолетней практикой, которую обязаны знать также и чиновники во власти, осуществляющие промышленную политику.
Что касается понятия «недопоставка», то суть этого термина четко разъяснена в статье 265 Хозяйственного кодекса Украины. Согласно этому законодательному документу недопоставка какого-либо товара имеет место только в том случае, когда поставщик не выполняет в полном объеме и в установленный срок свои обязательства перед покупателем в рамках подписанного хозяйственного договора. Касательно поставок на метзаводы лома черных металлов, то таких «недопоставок» согласно подписанным договорам по информации ломозаготовителей практически не было и вообще не бывает. А вот задержки металлургами сроков оплаты поставленного на предприятия металлолома имеют место постоянно. Наличие «задолженностей» (будто бы небольших) подтвердила, например, в своем интервью Ольга Короткова, до недавнего времени председатель правления ПАО «Интерпайп. Днепропетровский втормет». Тот факт, что «наши металлургические комбинаты платят нерегулярно» озвучил и Владимир Бублей, генеральный директор ЧАО «Керамет» в интервью журналу «Бизнес» 07.03.2016. Задолженность металлургических предприятий перед ломозаготовителями за уже потребленный лом черных металлов находится постоянно на уровне примерно 300 млн. грн. То есть, проблема в неплатежах. Металлурги не хотят платить за металлолом рыночную цену, тем более своевременно. Не привыкли. Их цель вынудить ломозаготовительные предприятия продавать им металлолом по заниженным на 30-40% ценам и с отсрочкой платежей. В результате, металлургические корпорации получают без каких-либо затрат ориентировочно более $200 млн. чистой прибыли, из которых ~$100 млн. получают российские акционеры украинских метзаводов.
Таким образом, в условиях украинских промышленной политики и рыночной экономики одни частные предприятия (металлургические комбинаты и заводы), субъекты рынка, паразитируют за счет других частных предприятий (вторметов и т.п.), специализирующихся на заготовке металлолома. Ничего подобного нигде в мире нет. Ломозаготовители Украины никак не зациклены на желании работать только на экспорт. Напротив им проще и удобнее продавать свою продукцию на внутреннем рынке. Но отношения между поставщиками и потребителями металлолома должны быть рыночными, а не диктаторскими. Строиться на принципах рыночной экономики, к созданию которой будто бы стремится Украина.
Простои же электросталеплавильного завода в Днепропетровске, о которых твердят дезинформаторы, согласно сведениям, полученным изнутри завода, были обусловлены необходимостью отладки производственных агрегатов, отработкой технологии выплавки стали на новом оборудовании, что вполне естественно, а главное, отсутствием заказов. То есть, совсем не из-за недостатка металлолома на внутреннем рынке.
Увеличение или уменьшение доли чугуна в шихте для выплавки стали на комбинатах с полным металлургическим циклом, работающих по схеме: руда-кокс-чугун-сталь-прокат, является обычным явлением и зависит от себестоимости отдельных переделов. При понижении цены на железную руду (кстати, экспорт которой в Украине не ограничивается), что имело место в 2015 году и наблюдается в 2016 году, уменьшается себестоимость чугуна. Экономически выгодным становится увеличение его доли в шихте для выплавки стали. Чугун и горячебрикетированное железо, которые содержат меньше вредных примесей, чем металлолом, используют в увеличенных количествах для выплавки специальных сталей. Это обычный технологический прием в сталеплавильном производстве, не дающий оснований для политикантства вокруг темы металлолома.
Для заострения вопроса дезинформаторы подчеркивают, что в горно-металлургическом комплексе (ГМК) Украины работает почти пятсот тысяч человек. Это почти правда. Но приведенная цифра завышена. Неправда же состоит в том, что рабочие места металлургов будто бы зависят от объемов экспорта металлолома. Фактически к металлолому не имеют никакого отношения горнорудные комбинаты, коксохимические и многие другие предприятия ГМК. А в электросталеплавильном производстве, где переплавляется металлолом, работает всего 1,5 тыс. человек. В то время как в ломозаготовительной отрасли (подотрасли) задействовано более 20 тысяч работающих.
Примеры дезинформационной полуправды можно продолжить, но приведенных фактов, предполагаем, вполне достаточно, чтобы показать стремление заангажированных писак «найти в темной комнате черную кошку, которой там нет».
В завершение подчеркнем, что наиболее опасными для государства являются дезинформаторы, выступающие под вывеской объединения «Металлургпром» и Федерации металлургов Украины (ФМУ). Из года в год «Металлургпром» завышал на 20-30% прогнозируемые объемы выплавки стали в Украине и необходимого для этого количества металлолома. Прогноз этих «экспертов», что производство стали в 2016 году составит ~29,6 млн тонн и для этого необходимо 5,8 млн тонн привезенного металлолома является неприкрытой дезинформацией, цель которой оказать давление на органы государственной власти. К сожалению заангажированные прогнозисты-»сказочники» не могут быть привлечены за постоянно не подтверждающиеся практикой «прогнозы» к какой-либо ответственности, в связи с ее отсутствием на законодательном уровне, и поэтому безнаказанно продолжают свою деструктивную деятельность.
Бизнесдевочки и инвестмальчики в органах власти: некомпетентность, неопытность, неспособность
Коррупционные схемы, разработанные и реализованные руководством министерств промышленной политики (Минпромполитики) и экономического развития и торговли (Минэкономразвития) в период до 2014 года, детально рассмотрены во многих публикациях (см. например, статью автора «С металлическим звоном» в «ZN.UA» 6 марта 2015 года и другие). Их суть в основном заключалась в сокращении экспорта лома черных металлов (в 2013 году было проэкспортировано всего 255 тыс. тонн) и продаже через посредников ломозаготовителям разрешений (квот) на экспорт определенных объемов металлолома. За выданное Министерством разрешение проэкспортировать металлолом, получившие их «дельцы» предлагали реальным экспортерам по цене до $10 за одну тонну металлолома.
В 2014 году Минэкономразвития возглавил А. Абромавичус. Он безотлагательно принял меры по очищению этого органа власти от явных коррупционеров и решение об увеличении объемов экспорта лома черных металлов до 1,0 млн тонн в 2014 году, до 1,25 млн тонн – в 2015 году и 1,1 млн тонн в 2016 году. Сделал что смог и успел. Увеличить объемы экспорта металлолома сверх названных величин и осуществить дерегуляцию этой сферы экономики Абромавичусу, как известно, не позволили, вынудив его подать заявление об отставке.
Лишившись своего лидера, команда Абромавичуса в Минэкономразвития не смогла эффективно противостоять давлению металлургов в части ограничения экспорта металлолома. Публичные возмущения Максима Нефедова, заместителя Министра по поводу того, что металлургические предприятия с одной стороны требуют уменьшения объемов экспорта металлолома, а с другой подали заявки на осуществление ими самими в 2016 году экспорта лома черных металлов в объеме ~1 млн тонн, не привели к какому-либо реагированию власти. Почувствовав безысходность, остатки команды Абромавичуса фактически прекратили попытки дерегуляции сферы экспорта металлолома.
В это же время в Минэкономразвития ожила коррупция: обновленный и освобожденный от представителей ассоциаций металлоломщиков состав Комиссии по рассмотрению заявок на экспорт металлолома возобновил действие системы предоставления квот на экспорт фирмам-спекулянтам, которые далее перепродавали полученные квоты реальным экспортерам по цене ~$3 за одну тонну. Реальным же экспортерам металлолома, которые отказывались «золотить ручку», чиновники тупо отказывали под любыми надуманными предлогами даже в приеме на рассмотрение и регистрацию экспортных контрактов и прилагаемых к ним документов. А если повод для отказа в приеме документов не находился, то уже сама Комиссия регулировала процесс в ручном режиме. Например, заявителю на экспорт корабельной партии металлолома в объеме 3000 тонн, насмехаясь, давали разрешение проэкспортировать только 50 тонн. Понятно, что экспорт такого мизерного объема лома черных металлов возможен только теоретически. А на практике подобная операция априори убыточная и осуществлять её никто не будет. Этими приемами чиновники Минэкономразвития приучали предпринимателей к чаевым в валюте за доброжелательность приемщиков документов и разрешителей экспорта.
Заметим также, что названная Комиссия чисто волюнтаристически принимала решения кому выделить экспортную квоту в объеме одной, трех, десяти тысяч тонн, а кому разрешить проэкспортировать всего 50 тонн или вообще отказать, не имея на то ни права, ни какого-либо нормативного акта, регламентирующего эту процедуру. Думаю, что Минэкономразвития ожидают судебные иски от предпринимателей, которые понесли убытки из-за срыва экспортных контрактов по причине отказа в их регистрации.
Необходимо особо отметить, что Украинская ассоциация вторичных металлов (УАВтормет) и Украинская ассоциация экспортеров металлолома (УАЕМ) направили сотни (!!) писем и заявлений с конкретными предложениями по исправлению сложившейся негативной ситуации в сфере заготовки и экспорта лома черных металлов, подрывающей экономику государства, Президенту, Премьер-министру, Вице-премьер-министрам, всем Министрам, а также непосредственно курирующим промышленность и внешнеэкономическую деятельность их заместителям: Ковалив Ю.И., Коржу Р.А., Нефедову М.Е., Петухову С.И., Микольской Н.Я., Макеевой О.Л., Клименко Ю.Л., Рутицкой В.В. и другим высокопоставленным руководителям. Однако всё впустую. Никаких конкретных действий и позитивных решений со стороны правительства, в отношении обещанной международному сообществу борьбы с коррупцией и дерегуляции сферы экспорта лома черных металлов, за период 2014-2016 годов не сделано. Более того, чувствуя свою неспособность повлиять на ситуацию, руководители Минэкономразвития начали придумывать, что будто бы между металлургами и ломозаготовителями достигнут консенсус по объемам экспорта металлолома. На самом деле никакого согласия достигнуто не было и не могло быть, так как невозможен консенсус между волками и овцами. Заметим, что в рассматриваемой ситуации взвешенную государственную позицию занимают Глава государственной регуляторной службы К.М. Ляпина и Бизнес-омбудсмен Украины Альгирдас Шемета.
Принципиальную позицию в вопросе экспорта лома черных металлов заняла также Государственная фискальная служба (ГФС), которая ссылаясь на ст. 197 Таможенного кодекса, не видит оснований для отказа в таможенном оформлении экспорта металлолома при отсутствии карточки регистрации-учета внешнеэкономического контракта (по сути разрешения на экспорт), которую выдает Минэкономразвития. ГФС подчеркивает, что такой документ, как карточка регистрации-учета внешнеэкономического контракта не числится в перечне документов, которые подтверждают соблюдение ограничений касательно перемещения через таможенную границу Украины товаров, список которых был утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины №436 от 21 мая 2012 года, на выполнение ст. 197 Таможенного кодекса. Не вдаваясь в юридические тонкости и противоречия названного Постановления с Постановлениями КМУ №155 от 15 февраля 2002 и №388 от 3 мая 2012 года, заметим лишь, что ГФС и Минэкономразвития обязаны придерживаться единой политики во внешнеэкономической деятельности, в том числе и вопросе экспорта металлолома. Четырех прошедших лет (после 21 мая 2012 года) руководителям названных ведомств для согласования позиции в интересах государства должно было хватить. А, если не хватило времени или способностей, то возникает естественный вопрос о соответствии их занимаемым должностям.
Изложенная позиция ГФС не всем нравится. Так, народный депутат Украины Безбах Я.Я., который, похоже, лоббирует интересы металлургов и поддерживает меры по ограничению экспорта металлолома, обратился к органам власти за разъяснениями относительно трактовки ГФС порядка таможенного оформления экспорта металлолома. Очень жаль, что этот уважаемый народный депутат не обеспокоился финансовыми и другими потерями, которые несет Украина из-за прекращения в 2016 году экспорта лома черных металлов.
Особых комментариев заслуживает вопрос рассмотрения и принятия в Верховной Раде Украины Закона Украины №3868. Отметим, прежде всего, что авторы этого документа, как и авторы законопроекта №2031 (нацеленного также на сокращение экспорта лома черных металлов путем «хитроумного» порядка продажи на аукционах квот на объемы экспорта металлолома), судя по их образованию, послужному списку предыдущей работы и технико-экономическому обоснованию законопроектов, совершенно некомпетентны, простите за прямолинейность, в проблемах металлургии, вопросах обеспечения её сырьем и экономике. Похоже, что некоторые из авторов Закона №3868 действуют по выдвинутому В.И. Лениным принципу, что каждая кухарка может управлять государством. Другие (гуманитарии, аграрии и т.д.), предполагаю, подписали законопроект не читая, «под шум волны». Радикалы их попросили, они подписали.
Профессионального обсуждения по существу Закона №3868 на всех стадиях прохождения его в парламенте фактически не было. Комитет ВР по вопросам экономической политики, который должен был курировать рассмотрение законопроекта, самоустранился, передав бразды правления в Комитет ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства под руководством В.В. Галасюка. Председатель подкомитета по вопросам государственной политики в сфере металлолома госпожа Кошелева А.В. вообще далека от темы. Она не ответила ни на одно обращение к ней ассоциаций УАВтормет и УАЕМ и тем более ни разу не встретилась с представителями металлоломных предприятий для обсуждения ситуации в подконтрольной, возглавляемому ею подкомитету, сфере. А зачем ей это надо?
Председатель Комитета Галасюк В.В., предполагаю, решал поставленную перед ним задачу как можно быстрее протащить законопроект №3868 по всем инстанциям Верховной Рады. Проводя неправомерную в принципе аналогию между металлургией и «переробкою деревини-кругляка», Галасюк В.В. при обсуждении законопроекта №3868 уходил от рассмотрения предостережений о его вреде для экономики и международного имиджа Украины. Галасюк В.В., судя по теме его кандидатской диссертации, специалист в вопросах оценки имущества предприятий, которые ликвидируются. К промышленной политике в металлургии эта тематика весьма далека. Тем не менее, трудно поверить, что он на самом деле не понимал после неоднократных ему разъяснений и не понимает ныне масштабы наносимого законопроектом №3868 ущерба нашему государству. А если понимал, то почему адекватно не реагировал? Может Радикальная партия отрабатывала благодарность заинтересованных в законе фигурантов? Ведь кто платит деньги, тот и музыку заказывает.
Вспоминается опубликованная в газете «Факты» (четверг – 21 июня, 2016) шутка нынешнего Генерального прокурора Украины Ю.В. Луценко: «В Верховной Раде и купол есть, и клоунов много». Согласно известной поговорке в каждой шутке есть доля правды. Генпрокурору виднее. Он работал в Верховной Раде.
В итоге напрашивается вывод, что постулат Ив. Андр. Крылова, согласно которому сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник, для Украины сейчас крайне актуален. Сказанное касается как нардепов, так и чиновников от власти. Ибо наличия в послужном списке новоявленных молодых руководителей министерств и ведомств знаний английского языка, диплома МБА зарубежной бизнес-школы, стажировки в иностранной компании и модельной внешности недостаточно для реализации эффективной промышленной и экономической политики. Как недостаточно и показного патриотизма. Чтобы стать руководителем государственного масштаба необходимо пройти все ступени профессионального роста от рабочего до директора крупного предприятия, комбината, объединения, компании. И только затем, накопив жизненный и производственный опыт, можно выдвигаться на должности, отвечающие за экономику державы. В нынешней Украине этот подход к подбору кадров высшего ранга не соблюдается. Плоды тотального непрофессионализма в органах власти пожинает общество.
«Правильные» судьи и их решалово
Почувствовав опасность дерегуляции сферы заготовки и экспорта металлолома и понимая, что организовать запрет экспорта этой продукции путем принятия соответствующих законов и нормативных актов правительства сложно, затратно и требует длительного времени, интересанты для достижения поставленной цели решили задействовать украинские «самые правильные» суды. Через суды решать дешевле. Автор данной статьи с уважением относится к судейскому корпусу Украины в целом, понимая, что в подавляющем большинстве судьи честно выполняют свою нелегкую, архиответственную и часто неблагодарную работу. Но, как говорится, в семье не без урода. Некоторые судьи своими неправомерными заказными ухвалами и решениями подрывают веру народа в справедливость, будоражат общество. Здоровое ядро судейского корпуса ненавидит судей – взяточников. Из-за них все проблемы. Но искоренить это зло в судейских рядах пока не получается. Метастазы коррупции здесь глубоко и прочно укоренились.
Согласно заявлениям и жалобам предприятий и ассоциаций в Высшую квалификационную комиссию судей, в Министерство юстиции, Генеральную прокуратуру, Национальное антикоррупционное бюро и другие институции в рассматриваемой металлоломной теме отличились судья Окружного административного суда Киева Данилишин В.М. и судья Днепропетровского окружного административного суда Степаненко В.В. По мнению ассоциаций, объединяющих металлоломные предприятия, названные судьи, не заморачиваясь и, не вникая в проблемы отрасли, подменили Кабинет Министров и Верховную Раду, запретив своими ухвалами (определениями) в марте 2016 года на неопределенный срок экспорт металлолома на всей территории Украины по надуманным искам металлургических компаний. А далее «в связи с перегруженностью работой» рассматривать эти дела по существу суды естественно не торопились. А зачем? Экспорт остановлен. Вопрос решен. Заявители довольны. Государство, конечно, несет миллионные потери в валюте. Но это, похоже, во власти никого не беспокоит.
Автор данной статьи не полномочен и не берется оценивать решения судей. Это прерогатива других инстанций. Автор всего-навсего констатирует состояние рассматриваемого вопроса и не более того. Министерство же юстиции, судя по высказываниям Министра Петренко П.Д., на словах будто бы возмущено беспределом, чинимым отдельными судьями. Знает героев поименно. Но на деле значимых решений со стороны этого ведомства пока нет. Не проявляют активности и оперативности в вопросе лишения отличившихся героев статуса судей Высшая квалификационная комиссия судей и Высшая рада юстиции. Хотя обязаны. Разумеется, что, в конце концов, экспорт металлолома будет разрешен. Но пока это произойдет наступят холода и навигация в Украине прекратится. Экспортировать металлолом станет невозможным. Поставленная заказчиками цель с помощью коррупционеров будет достигнута. Занавес.
Согласно статьям 5 и 6 Закона Украины «Про судоустрій та статус суддів» правосудие в Украине осуществляется исключительно судами, вмешательство в деятельность которых запрещено. Будут ли привлекаться судьи к уголовной или какой-либо другой ответственности за «решалово» вопрос риторический. Пока же безнаказанность порождает беззаконие.
А что же Президент Украины?
Его реакция на Закон №3868 невнятная. Президент не мог не отреагировать на возмущения украинского общества и влиятельных международных организаций на проголосованный Верховной Радою и поданный ему на подпись Закон №3868 (первоначальную редакцию). Видно было, что в виде дисциплинарного наказания ЕС может задержать предоставление Украине безвизового режима, а МВФ не дать кредиты, поскольку коррупционная сущность этого закона бросалась в глаза прямо из его названия. Ведь даже дети знают, что металлолом для укрепления обороноспособности и восстановления инфраструктуры страны не применяется.
Попытка приплести болезненную для общества проблему обороноспособности Украины для «обоснования» в законе желания сократить экспорт металлолома выглядела крайне цинично. Понимая ситуацию, Президент наложил вето на первую редакцию Закона №3868. Однако и вторая, нынешняя редакция этого Закона, основана на недостоверном постулате, что будто бы в Украине имеет место дефицит лома черных металлов. Кроме того, Закон в обновленной редакции, также, нарушает подписанные и ратифицированные Украиной договор о вступлении в ВТО и соглашение об ассоциации с ЕС. Ведь таможенная пошлина за 1 тонну экспортируемого лома черных металлов увеличена до 30 евро. А сокращение срока действия этой пошлины с трех лет до одного года, сути Закона не меняет. Как не крути.
Закон Украины «О внесении изменений к некоторым законам Украины относительно уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке» в редакции, предложенной Президентом Украины (Закон № 3868), был принят Верховной Радой Украины 12 июля 2016 года. Согласно информации, размещенной на сайте Верховной Рады Украины, Закон № 3868 подписан Головой Верховной Рады Украины и направлен на подпись Президенту Украины 15.07.2016 г.
В соответствии со ст. 94 Конституции Украины Президент Украины в течение пятнадцати дней по получении закона подписывает его, беря к выполнению, и официально оглашает его или возвращает закон со своими мотивируемыми и сформулированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения. В случае, если Президент Украины в течение установленного срока не вернул закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины и должен быть подписан и официально обнародован.
Закон №3868 был подписан Президентом Украины, обнародованный в официальных государственных изданиях и вступил в силу 15.09.2016. То есть, с существенным запозданием по отношению к обусловленным Конституцией Украины срокам. Можно предположить, что обнародование Закона №3868 преднамеренно задерживалось до принятия Международным валютным фондом (МВФ) решения о выделении Украине очередного транша. И только после принятия МВФ решения Закон №3868 был обнародован.
Невзирая на невосприятие ломозаготовительными предприятиями Закона №3868, есть надежда, что он все-таки разблокирует и в определенной мере либерализует сферу экспорта лома черных металлов путем отмены государственной регистрации внешнеэкономических контрактов на экспорт металлолома. Однако задержка обнародования Закона №3868 уже привела к блокированию экспорта металлолома, уменьшению поступлений валюты в государство, и негативно сказывается на бизнесе, экономике Украины, усложняет расчеты по полученным кредитам.
Обнародование в официальных государственных изданиях Закона №3868 затягивалось, видимо, также для того, чтобы заблокировать экспорт лома черных металлов и в 2017 году. Как было сказано выше, в нынешнем году экспорт металлолома уже заблокирован решением украинских судов.
Напоминаем, что экспорт металлолома осуществляется, в основном, водным транспортом. Судоходство зимой прекращается.
Задержка публикации Закона №3868, который предусматривает чрезмерно высокую экспортную пошлину в 30 евро за 1 тонну металлолома, приведет к убыточности экспортных операций с этим сырьем и кардинальному сокращению объемов экспорта – со всеми негативными последствиями для Украины.
Подчеркиваем, что ломозаготовительные предприятия, экспорт продукции которых заблокирован, представляют собой малый и средний бизнес, с целью создания лучшей бизнес-среды для которого планируется реализовать в Украине предложенный представительством Европейского Союза в сотрудничестве с Минэкономразвития проект FORBIZ.
Ожидаемые последствия для Украины будут негативными.
Прежде всего ещё раз подчеркнем, что вследствие противозаконного блокирования экспорта лома черных металлов Украина в 2016 году не получит запланированных ~$200 млн поступлений валюты. Кроме того бюджет недосчитается более 10 млн евро. Искусственное снижение цен на металлолом на внутреннем рынке, обусловленное прекращением его экспорта, сократит ориентировочно на ~$100 млн выручку государственных предприятий (таких как «Укрзалізниця» и других) от продажи лома черных металлов. Бюджеты всех уровней недополучат также запланированные ранее поступления от уплаты налогов ломозаготовительными предприятиями и их персоналом из-за остановки производства и сокращения рабочих мест. И так далее. Обо всем этом уже неоднократно писала пресса.
Представители мирового сообщества (Представительство ЕС в Украине, посольства США и других государств, представитель МВФ в Украине и другие организации) внимательно отслеживают ситуацию с запретом экспорта металлолома в Украине и негативно на неё реагируют. Абсолютно все. Например, руководитель отдела торговли и экономики делегации ЕС в Украине Николас Бердж письменно подчеркнул, что если Закон №3868 вступит в силу, то «он неминуемо вызовет озабоченность по поводу международных обязательств Украины и подорвет уверенность инвесторов относительно того, что касается его составляющей по торговой политике. Кроме того, ЕС напоминает, что в рамках Меморандума о понимании относительно макрофинансовой помощи, подписанного с ЕС 22 мая 2015 года, Украина – в соответствии с требованиями ВТО – обязалась воздерживаться от введения новых мер, которые ограничивают или препятствуют торговле. ЕС считает, что применение мер, которые ограничивают торговлю, не является правильным способом для урегулирования проблем с конкурентоспособностью сектора производства стали в Украине».
Комментарии, как говорится, излишни. Под давлением мирового сообщества Украина откажется от экспортной пошлины 30 евро за тонну металлолома. Так уже было в 2002 году. Но за время действия такой пошлины Украина наживет себе массу неприятностей.
Прежде всего, блокирование экспорта и повышение экспортной пошлины до 30 евро за 1 тонну лома черных металлов на законодательном уровне создает преференции для украинских металлургических предприятий. Это позволит снизить себестоимость производимой в Украине металлопродукции и повысить её конкурентоспособность на внешних рынках, в том числе на рынках ЕС. В результате следует ожидать дополнительных антидемпинговых санкций со стороны Европейской комиссии и/или государств, которые входят в ВТО, по отношению к металлопродукции, произведенной в Украине. В украинских интернет-изданиях эксперты обращают внимание на это. Причем, совсем недавно Европейская комиссия в соответствии с заявлением Eurofer начала антидемпинговое расследование относительно поставок в Европу горячекатаного проката. Очевидно, что убытки украинских метзаводов от санкций и, соответственно, Украины существенно превысят полученную металлургами прибыль от принудительного снижения закупочных цен на металлолом. Но никто сегодня об этом не думает.
Украинская ассоциация экспортеров металлолома ещё на стадии обсуждения законопроекта №3868 обращала внимание руководителей металлургических заводов и Минэкономразвития на опасность введения антидемпинговых санкций. Однако должной реакции не последовало. По мнению заместителя Министра, госпожи Микольской Н.Я., сейчас Минэкономразвития успешно защищает интересы отечественных металлургических предприятий, против которых уже задействованы антидемпинговые санкции. Это весьма похвально. Но народная мудрость гласит, что умный найдет выход из критической ситуации, а мудрый предпримет шаги, чтобы в критическую ситуацию не попадать. Желательно, чтобы руководители украинских министерств и ведомств стали мудрыми.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что данная статья ставит своею целью показать на частном примере блокирования экспорта металлолома общие, системные проблемы во внешнеполитической политике и деятельности государства, обусловленные, прежде всего, коррупцией и тем, что исполнительная, законодательная и судебная ветви власти отстаивают не национальные интересы, а прислуживают и выполняют заказы определенных бизнес-структур во вред экономике Украины. В Украине искусственно блокируется не просто экспорт какого-то товара. Блокируется свобода рыночных отношений, попираются основы рыночной экономики, без чего демократия в стране и евроинтеграция Украины невозможны.
ИA ZIK