Заговор «наемников» аукнулся на «Русполимете»
«Авиатехнология» добилась через суд компенсации за утрату акций
Акционерное общество «Русполимет», еще вчера казавшееся неприступной крепостью для желающих залезть в казну предприятия и урвать кусок, оказалось под ударом столичной фирмы «Авиатехнология». Последняя сумела доказать, что у нее увели акции двух кулебакских заводов, в результате объединения которых и создан был «Русполимет». «Авиатехнология» добилась через суд компенсации в размере 855 млн рублей — и это, по всей видимости, только начало. Учитывая, что чистая прибыль у «Русполимета» меньше, финансовая утечка для кулебакского гиганта более чем ощутима. Если столичная фирма не прекратит предъявлять претензии (а это вряд ли), один из самых успешных в регионе градообразующих заводов может оказаться на грани банкротства.
Ступинская афера
НПО «Авиатехнология» было создано где-то в середине 1990-х годов предпринимателем Сергеем Мулиным. В основном фирма занималась тем, что помогала различным промышленным предприятиям наладить сбыт. До поры до времени все шло без эксцессов, однако в конце девяностых случилась нехорошая история со Ступинским металлургическим заводом. Поскольку завод этот был на грани вымирания, он попросил у государства взаймы сырье для переработки, пообещав вернуть долг деньгами — после продажи конечной продукции. После серии согласований СМЗ получил сотни тонн никеля и феррохрома (50% стратегического резерва страны). Но — увы и ах — вскоре следствие выяснило, что на предприятие это сырье не поступало, а попало оно в руки «Авиатехнологии», после чего было вывезено за границу и продано — без всякой последующей переработки.
Когда правоохранительные органы занялись этим делом, Сергей Мулин вынужден был покинуть Россию. Как сообщает «Совершенно секретно», он долго еще потом «рулил» фирмой, находясь за рубежом.
«Авиатехнологией» стал формально заведовать Геннадий Мулин, брат Сергея. После скандала со Ступинским заводом фирма купила 20 процентов акций Кулебакского металлургического завода (КМЗ). Впоследствии количество акций, принадлежащих «Авиатехнологии», возросло — в основном путем их скупки у сотрудников.
Заполучив контрольный пакет, братья Мулины решают разделить завод на два: КМЗ и Кулебакский кольцепрокатный завод (ККПЗ). Возможно, этот шаг помог бы поднять кольцепрокатное производство на новый качественный уровень, но именно на тот момент оба предприятия нуждались в серьезных финансовых вливаниях, которых не было — поэтому положение дел в Кулебаках оставляло желать лучшего. Возможно, именно метаморфозы, не дающие сиюминутного эффекта, и породили конфликт между Мулиными и нанятыми ими менеджерами — директором Николаем Рябыкиным и главным бухгалтером Лидией Аристовой.
Суть конфликта преподносится разными сторонами по-разному. По одной из версий, Сергей Мулин дал приказ банкротить КМЗ и сократить там штат сотрудников, чему Рябыкин воспротивился; по другой версии, «наемники» решили кое-что поиметь от реализации активов.
Как бы то ни было, в 2004 году Николай Рябыкин, не поставив в известность Мулиных, договорился со скупщиками акций о продаже увесистых пакетов КМЗ и ККПЗ, принадлежащих «Авиатехнологии» (последней фирмой, напомним, Рябыкин не владел, являясь все-навсего менеджером). Лидия Аристова провела, в свою очередь, эту сделку — и акции были выброшены на рынок.
Виктор Владимирович ничего не знал?
Как раз в то время Виктор Клочай, возглавляя «Мотор-инвест», решил рискнуть и скупить все акции кулебакских заводов, используя для этого свою фирму. Немаловажен вопрос: участвовал ли глава «Мотор-инвеста» в «выбрасывании» на рынок акций без ведома их владельцев, то есть Мулиных? Неужели его решение приобрести кулебакские активы настолько удачно совпало с первоначальной продажей пакетов?
Сам Клочай от участия в сговоре, как и вообще от связей с Рябыкиным и Аристовой, открещивается. В тех показаниях Аристовой, которые стали достоянием общественности, ни «Мотор-инвест», ни глава этой фирмы не упоминается. Что касается Рябыкина, то он показаний никаких не давал, поскольку вовремя скрылся (по некоторым данным, сегодня он находится на территории Украины).
Между тем, Виктор Клочай — вне зависимости от того, участвовал он в сговоре или нет — не «добил» кулебакские предприятия, а, напротив, создал из них единый процветающий завод, вложив в него миллиарды инвестиций. Чистая прибыль предприятия составляет ежегодно сотни миллионов рублей (в частности, в 2015 году, согласно годовому отчету, она снизилась до 500 млн), при этом инвестиции и банковские кредиты по-прежнему ее превышают. В целом обороты «Русполимета» измеряются миллиардами.
Судебные перетягивания
Однако владельцам «Авиатехнологии» (на сегодняшний день это Геннадий Мулин и Павел Ханчин) в меньшей степени интересно, процветает производство в чужих руках или нет. В большей степени им интересно компенсировать потерю контрольных пакетов (о возвращении акций речи идти никак не может, поскольку они были объединены и «преобразованы» в акции «Русполимета»). По логике вещей «Авиатехнология» должна бы требовать этой компенсации от персонажей, причастных к незаконной сделке — то есть от Аристовой и Рябыкина. Однако «обиженная» фирма начала судиться с кулебакским заводом Клочая, считая, что он как конечный приобретатель «уведенных» акций и должен выплатить компенсацию.
Сумму истцы называли разную, начав с 44 млн рублей и повышая постепенно ставки. Однако поначалу они проигрывали суды, поскольку не могли доказать, что акции принадлежали им. Все изменил приговор в отношении Аристовой, которую признали виновной в незаконной продаже акций и осудили на несколько лет. В числе всего прочего было доказано, что пакеты ценных бумаг принадлежали Геннадию Мулину, который, в отличие от Аристовой с Рябыкиным, и имел право ими распоряжаться.
Это привело к тому, что в сентябре 2016 года арбитражный суд Нижегородской области обязал «Русполимет» выплатить компенсацию в пользу «Авиатехнологии» в размере 1,3 млрд рублей. При этом эксперы, привлеченные судом, отталкивались от рыночной стоимости акций в 2004 году. Возникает вопрос, который висит на сегодняшний день в воздухе: неужели ценные бумаги загибающихся тогда предприятий действительно так дорого стоили?
Между тем, обе стороны остались недовольны таким решением и подали апелляции: «Авиатехнология» потребовала увеличить размер компенсации, а Виктор Клочай вообще считает, что ни о какой компенсации речи быть не может.
Буквально месяц назад Первый арбитражный апелляционный суд постановил, что компенсация, во-первых, уместна, и что сумма ее должна составлять 855 миллионов рублей.
Виктор Клочай — совместно с областным правительством и союзом нижегородских предпринимателей — пытается всеми силами дать обратный ход этим двум последним судебным решениям. Отменить их, доказав, что претензии должны предъявляться исключительно к участникам «заговора наемников», шансы небольшие, но есть. Если этого сделать не удастся, «Авиатехнология», получив 855 миллионов, будет, скорее всего, добиваться увеличения компенсации. И если подобные уводы средств станут регулярными, деятельность «Русполимета» и благополучие его сотрудников будет поставлена под удар.
СвободнаяПресса
Комментарий INFOLOM: конфликт может сказаться на рынке лома жаропрочных, никельсодержащих и твердосплавных ломов — кулебакский завод является одним из основных игроков этого рынка.