ЗВЕР в октябре: спасибо парням с Урала!
Здравствуйте всем. С октябрем вас!
Начался последний квартал года. Посмотрим, чем был примечателен сентябрь?
Сразу скажу – сентябрьский прогноз даже близко не случился. Увы…. Но весь сентябрь прошел под знаком «плюс». Почему – «увы»? Об этом позже…
Итак. Сентябрь. Весь месяц продолжался беспрецедентный (не побоюсь этого слова) период роста цен (начался он, если кто забыл – в середине июНЯ!!!). Давненько так долго рынок не рос! Выросли по итогу до 20 000 с доставкой по многим заводам! Это очень много. Справедливости ради надо отметить, что этот рост в сентябре был подкреплен ростом цен на металлопрокат как внутри РФ, так и за ее пределами. При этом ситуация со сбытом в сентябре внутри страны складывалась следующая: заводы поднимали цены в след за ростом цен на экспорте по принципу: «не хотите покупать сейчас? – продадим на экспорт». Наличие альтернативы для металлургов позволило поднять цены на сорт и на лист ровно на столько, на сколько было возможно благодаря экспортной альтернативе. А тут еще и рубль на помощь пришел…….ослаб совсем к концу месяца сентября. Но росту цен на лом мы обязаны одному потребителю – Магнитке! Если бы не Магнитка со своим «гигантским» планом в 250 тысяч, то не видать нам такого роста. Было у меня предположение, что это «ЖЖЖЖЖ» не с проста, но даже во сне не мог мечтать о таком! ДЕВЯТЬ раз!!! ДЕВЯТЬ раз Магнитка повышала цены за месяц! Это каждые три дня! Если бы не «короткий» сентябрь, то (я уверен) было бы и десятое повышение. Не знаю что там курят, но вещь забористая! Даже депозит не нужно складывать! Просто грузишь вагон и не сдаешь его три дня! Тадам!!!! Вагон стал на 18-20 тысяч дороже! А если подождать неделю, то все 50 тысяч можно выгадать! ФОРЕКС отдыхает! И все это благодаря парням с Урала! Браво! Таким вот не хитрым способом они помогли всем ломозаготовителям выбраться из убытков начала года! За это им нижайший поклон и уважение! Но ровно за это!
Благодаря продолжившемуся росту цен существенного увеличения объемов отгрузки не произошло! Заготовка выросла, но в отгрузках мы этого еще не увидели! Не то чтобы заготовители «сели на лом». Нет! Так нельзя говорить. Просто при текущем уровне заготовки остатки накапливаются сами собой и это процесс объективный и неизбежный. Где-то придержали вагон, где-то не подали вовремя вагон – не беда! Цена ведь растет! Так что лишние тонны на складе не сильно напрягают! Важно – не проспать вспышку (читай – начало снижения). Работали многие в ровном режиме, понимая, что спешить некуда! Это привело к тому, что до ожидаемых 1,5 -1,6 млн тонн дотянем только до 1,5 млн. По ЖД будет чуть больше 1,5 млн (прям чуть больше). При этом цены выросли более чем на 2 000 руб! Это лишний раз говорит о том, что ломосбор в этом году ведет себя иначе, чем в предыдущие периоды. Увы, рынок растет очень медленно. За сентябрь объем отгрузки вырос чуть более 100 тысяч по всей стране, при этом по ЖД рост составил всего 60 тысяч.
Про выполнение планов писать даже не вижу смысла – все привезли заявленное, за исключением БМЗ – на то есть политические причины и все о них знают. Магнитка чуть не довезла – банально не хватило пары дней.
Экспортных контрактов новых просто нет. Турки не покупают – у них своя валюта ведет себя так же, как наш рубль и потому экспорт если и возникнет, то если только в Европу, но тут возможны карантины и новые ограничения со стороны европейских потребителей. В общем внешний фон – не сильно благоприятствует экспорту.
Октябрь. В этом году металлурги демонстрируют стабильность уже третий месяц подряд. Планы заводов находятся на одном и том же уровне – 2,4-2,5 млн тонн по стране. Отгрузки идут по-прежнему «в натяг». Но по мне, так это уже другой натяг! Понимаю, что многие сейчас, прочтя следующие строки, скажут: “Опять завел шарманку про понижение!” Ну да, завел! На то есть причины. Я о них сейчас напишу. Извольте!
Первая. Экспорта практически нет и явного спроса пока не видно. Турки ушли с рынка в связи с девальвацией лиры. Покупать лом за доллары и продавать прокат за лиры – не получится, а продавать за доллары – это и без них желающих пруд пруди (взять хотя бы наших металлургов – лом купили за рубли, за рубли переплавили, продали прокат за доллары – чем не бизнес?). Есть локальный дефицит лома в европейских странах, но там все начинают замирать в оцепенении второй волны вируса и никто не будет закупаться вперед и много. Так что экспорта (скорее всего) с большими ценами и в больших объемах жать не приходится. Вычеркиваем! Юга уже дважды объявили о снижении цен по этой же причине!
Вторая. Заготовка выросла. Об этом уже написано ранее. Но вот на сколько выросла – толком никто не понимает! Причина – заготовка не переросла в отгрузку по причинам так же описанным ранее. Истинный масштаб бедствия мы поймем после объявления о снижении цен! Вот тут мы увидим сколько же было реально заготовлено и отложено в ожидании лучших времен! Выгружаться будут все и сразу! А, как известно, обжора себе могилу зубами копает! Как только все начнут отгружаться и отгрузки вырастут процесс снижения цен будет уже сложно остановить! Не забывайте, что при равенстве планов у металлургов навес из переходящих вагонов с сентября в октябрь раза в два больше, чем был с августа в сентябрь! Это означает ровно одно – им больше, чем грузилось в сентябре не нужно! А будет отгружено больше! Если мои предположения верны, то в октябре мы увидим отгрузки на уровне 1,7 млн тонн по всей стране (если конечно Магнитка не продолжит каждые три дня переписывать цены вверх!!!).
Третья. Основной возмутитель спокойствия (ММК) при плане 250-270 тыс на октябрь должен уже успокоиться. Последнюю неделю на них грузится по 10-12 тыс в день – это много! Ведь при первых признаках снижения отгрузки вырастут!
Четвертая. Смею предположить, что вторая волна вируса нас все же ждет. Пусть не в таком объеме как весной, но обострение будет. Так что спрос на прокат на экспорте будет ослабевать и экспортное окно будет уже не таким широким как было месяц назад. Внутренний рынок сорта вырос только благодаря тому, что была альтернатива в виде экспорта. Торговцы «ребристыми палками» (продавцы сорта и арматуры) поговаривают о том, что им приходится уже сейчас разбавлять цены из прошлых «дешевых» запасов дабы сбыть побольше и максимально разгрузить склады перед зимой. Без большого оптимизма они сморят вдаль!
Во всем этом есть одна странность – остатки у металлургов намного ниже уровня прошлых лет и никто не спешит их наращивать! Зимние запасы практически у всех низкие и в текущих планах их то ли забыли заложить (при чем все и сразу), то ли металлурги прогнозируют спад производства в первом конце года – первом квартале 2021 года такой, что не хотят складывать большие зимние запасы. Это может сыграть злую шутку с металлургами, если спрос быстро восстановится, а остатков не будет. Тогда зимой – весной 2021 года будет очень весело! Это аргумент в пользу того, что снижения цен пока не будет (а если и будет, то не глобальное).
Итог: октябрь – рекордный месяц по объемам отгрузки (исторически) и в этом году он лишний раз это докажет! В октябре после первой декады ожидаю снижения цен. Пусть не глобального, но снижения. В целом же по октябрю можем уйти на 1500 руб в минус. Больше просто не успеем. А как будут развиваться события в ноябре – сейчас не возьмусь прогнозировать. Уж слишком не типичный этот, 2020 год. Вот и скажите теперь что «високосный год» — это обычный год.
Всем успехов и здоровья! Берегите себя! До ноября – я надеюсь!