Декабрьский ЗВЁР 2025
Новый год к нам мчится. Скоро все случится?…
Всем здравствуйте.
Начался последний месяц 2025 года. Именно последний месяц года и никак иначе! В торговых центрах и магазинах запахло хвоей и мандаринами. Скоро – Новый год! Готовимся?)
Ноябрь прошел с повышением цен. От 600 до 1000 рублей по всей стране. Сибирь – меньше, Урал и Центр – больше. Ощущение, что повышение в ноябре, это «сэкономленное» в октябре. То, что логично должно было произойти в октябре частично переехало на ноябрь. Но это с моей колокольни. У заводов другое видение. Как бы то ни было, прогноз ноября не состоялся. Но, повышение это лучше, чем ничего, и гораздо лучше, чем снижение. Так что, очень надеюсь, что помидорами в меня никто не будет целиться.)) Основные драйверы повышения, как и предполагалось (в опусе октября), это заводы ТМК и заводы группы ПромСорт. Справедливости ради надо отметить, что БМЗ, который долгое время не подавал признаков жизни по ценам, был вынужден доказать, что «пациент скорее жив, чем мертв» и повысил цены в конце месяца сразу на 1000 рублей.
При ноябрьских «хотелках» заводов по планам в 1,4 млн тонн привезли 1,21 млн тонн. Самый большой недовоз плана по ПС-Урал (минус 40 тысяч), БМЗ, СТЗ и ПС-Калуга (минус 20 тыс каждый). Есть еще отстающие, но с учетом того, что они фактически уходят с рынка закупок в декабре их недовоз в ноябре выглядит логичным и не вижу смысла на них останавливаться. Вопрос денег и оплат за лом в преддверии окончания года вышел на первый план. Многим очень хотелось бы войти в новый год без долгов, но, увы, так не получится. В декабре у металлургов денег не прибавится. В декабре наступает срок уплаты налогов, по которым была предоставлена отсрочка для металлургов (НДПИ и акциз на жидкую сталь). Так что «лишних» денег у металлургов не предвидится.
С 01 декабря РЖД всех «порадовало» повышением тарифов на грузовые перевозки на 10 %. Продолжают пилить сук, на котором сидят. Ревут от того, что грузоперевозки снижаются, убытки растут, но продолжают повышать стоимость. По мне – повышение тарифов, это дорога в один конец. Но РЖД продолжает идти уверенно в сторону увеличения убытков и снижения грузоперевозок. «Наш паровоз летит в откос – туда ему дорога! Другого нет у нас пути, а паровозов – много!». Пойдут просить денег из бюджета. Без вариантов. Еще одна «Почта России». Скоро увидим беспилотный локомотив и потом….. «Может чайку?»)). В общем стоимость перевозки с декабря выросла на 8-9% в зависимости от собственника вагонов.
Что по остаткам лома у заводов? Общие остатки чуть больше 2,5 млн тонн. Это минимальные зимние остатки за многие годы! За ноябрь заводы нарастили остатки на 200 тысяч! Как так? Магнитка «нашла» излишки более 150 тысяч. Это анекдот месяца! Как так можно было? Вместо того чтобы выглянуть из окна и посмотреть – сколько лежит лома фактически, они тупо купили за два месяца лишних 150 тыс тонн. Провели «ынвентаризацию» и нашли излишки. Теперь остатки больше 500 тысяч и про Магнитку можно забыть до апреля следующего года. Это как минимум! Из «особо экономных» минимальные остатки, по — прежнему, по заводам ПромСорта. Так что зимой от них можно ожидать каких-то «не здоровых» телодвижений по ценам и больших планов по объемам. В долгую можно на них ориентироваться. При условии, что деньги будут «без дырок».
Понимая планы декабря, можно прикинуть кто из металлургов в этом году будет лидером по закупкам лома. В этом году только два завода купят чуть больше 1 млн тонн лома! Два, Карл! Абинск и ПС-Урал. Все! Остальные до миллиона не дотянут. До 1,5 млн тонн не доберется никто! А в 2021 году только Магнитка купила 2,8 млн тонн! В 2021 году «пятерка» лидеров по объемам покупки металлолома выглядела так (в порядке убывания объемов): ММК, ПС-Урал, Северсталь, НЛМК, ЗСМК. Суммарно эта пятерка купила 9,7 млн тонн. В 2025 году пятерка лидеров выглядит уже так (в порядке убывания объемов): ПС-Урал, Абинск, НЛМК, ММК, ПС-Калуга. При этом объем покупки всеми заводами пятерки составит плюс/минус 4,5 млн тонн. Вроде буквы в названии заводов те же (на 60 %), а вот объем покупки ниже более чем в два раза! Вот такой рынок в 2025 году. Особенно удручающе выглядит ситуация по ЗСМК – снижение объемов в 5 (!!!) раз по сравнению с 2021 годом! Так что Сибири остается ехать либо на Амур (который, кстати, кратно нарастил объемы закупки лома!), либо на заводы Урала, которые тоже снизили объемы. При этом, в ноябре сложилась парадоксальная ситуация – лом из Сибири для заводов Урала стоил на 1500 – 2000 рублей дороже, чем лом с Урала и Поволжья. Странно, но – факт! Необъяснимо….. Периодически такое случается с тем или иным регионом, но такие разницы в ценах долго не могут существовать.
Перейдем к декабрю. Что можно ожидать. На декабрь небольшой дефицит по планам сохраняется. Планы заводов на декабрь 1,24млн тонн при факте ноября 1,21 млн тонн. Т.е. практически баланс. При условии, что с деньгами лучше не будет, можно утверждать, что планы не будут выполнены и дефицит по факту будет больше. Этот дефицит, формально, должен нас двинуть верх по ценам, но у металлургов нет сколько-нибудь значительного запаса по рентабельности для дальнейшего повышения цен. Скорее можно ожидать, что перед новым годом заводы попытаются снизить цены чтобы «подтолкнуть» отгрузку. Впереди – январь. Новый год. Все обнулится (все не довозы, планы, бюджеты – все превратится в историю). Так что в декабре можно ожидать как повышения (в пределах 500 рублей), так и последующего снижения (в пределах 1000 рублей). В декабре с рынка лома фактически уйдут: ММК (причины описаны ранее), ПМХ (Тула) (будут работать на чугуне), ВТЗ (похоже завод перешел на график закупки – «месяц через два»). НЛМК по-прежнему покупает лом только от дочерних вторметов (коих осталось два) и не более. Все, у кого есть собственное производство чугуна, ушли с рынка лома и работают на чугуне. Таким образом, на рынке останутся только электрометаллурги, а они дышат через раз.
Аргументы ЗА повышение:
- небольшой дефицит по плану, снижение заготовки (сезонное), необходимость пополнения зимних запасов (особенно по группе ПромСорт), отсутствие денег в оплату за лом (компенсировать повышением цен).
Аргументы ПРОТИВ повышения:
- отсутствие перспектив роста сбыта после нового года (пока не видно предпосылок к росту), желание подтолкнуть отгрузку для выгрузки остатков, желание металлургов к удешевлению лома в условиях роста цен на другое сырье и на перевозки, стабильный и даже дорожающий рубль (вопреки ожиданиям многих), окончание формирования зимних запасов (для большинства потребителей).
ИГОГО. В первой половине декабря возможен кратковременный рост цен в пределах 500 рублей по Центру и Уралу. В конце месяца не исключаю попытку снижения цен, при чем сразу до 1000 рублей, чтобы как-то с одной стороны — нивелировать повышение цен в начале месяца, а с другой стороны – показать общее снижение цен в декабре. Металлурги такому сценарию будут только рады. В сегодняшней ситуации для них любое снижение – благо. Понимаю, что такой прогноз попахивает авантюрой, но сегодня у нас весь рынок – одна большая авантюра. И не пытайтесь переубедить в этом!
На том и заканчиваю.
Всех с наступающим Новым Годом!! Хорошего праздника! Всем здоровья. Берегите себя и своих близких!
Низкий поклон всем, кто читал мои вирши весь год. Кто не читал – рекомендую полистать. Не то чтобы узнаете много нового. Но, сможете взглянуть на рынок «сбоку» систематизировать прошедшие месяцы в голове и, возможно, объяснить себе то, что было не всегда понятно и логично.
![]()
