Просмотров: 173

Любовь как движущая сила достижений металлургов, ломозаготовителей и военачальников (Часть 3). «50 оттенков победы».

Главнокомандующим русской армией Кутузов стал благодаря давлению на императора тогдашнего высшего света, в котором огромную роль играли высокопоставленные дамы. Предыдущий опыт войн с французами у Кутузова был неудачным – он был разбит при Аустерлице и проиграл австрийскую кампанию. Во время войны с турками 1811 года предыдущие военачальники не смогли добиться успеха, и Кутузов стал главнокомандующим после Прозоровского. По приезде на театр военных действий произошло его знакомство с валашской (румынской) боярыней Александрой Барканеску(по мужу Гулиани). Она была из очень знатного рода, состоятельна и весьма молода. Кутузов был стар, одноглаз и периодически находился в тяжелом финансовом положении, но если бы турки заняли Валахию, то гламурная боярыня превратилась бы в эмигрантку со сложной жизненной судьбой. Путь к вниманию дамы сердца лежал через капитуляцию турецкой армии. С 1809 по 1811 год больших успехов в войне у других командующих с теми же солдатами и оружием не было, но мотивация одноглазого командира сделала свое дело – 20 тысяч русских солдат разбили 60-тысячную турецкую армию в сражении у Рущука. Блестяще владевший турецким языком Кутузов смог уговорить великого визиря заключить выгодный для России Бухарестский мир. Пока шли переговоры, полководец наслаждался обществом молодой и красивой представительницы правящего слоя Валахии. Эта история была достаточно известной, и петербургский высший свет решил, что «имеющий порох в пороховницах» Кутузов скорее сможет разбить Наполеона, нежели «смотрящие на полшестого» генералы.

Его подчиненный Багратион тоже был не обойден вниманием: на полководца с горячей южной кровью обратила внимание Екатерина Павловна – сестра императора Александра. Он был командиром полка, охранявшего Гатчинский дворец, и произвел впечатление на великую княжну. Когда их связь скрывать стало уже совсем невозможно, Багратиона отправили в армию. Шанс вернуться ко двору после такого распоряжения императора был только у победителя наполеоновских войск. В австрийском походе Багратион командовал арьергардом, был в самых опасных местах, его адъютанты умирали от ран, но сам он был жив и даже смог задержать продвижение 30 тысячного авангарда французской армии. Он побеждал как за счет храбрости 7 тысяч своих солдат, так и за счет военной хитрости – ввел в заблуждение французских полководцев относительно численности войска, задержав французскую армию при Шенграбене, и устояв при Прейссиш-Эйлау.

Багратион снова был принят при дворе, но Екатерину Павловну вскоре выдали замуж, с назначением ее мужа тверским губернатором и отъездом супругов к месту службы. Производство в чин полного генерала и пост командующего Дунайской армии не помогли залечить душевную травму полководца – несмотря на успехи в отдельных сражениях разбить турецкую армию ему не удалось. Задумайся император Александр мотивировать поклонника великой княжны Екатерины по серьезному – возможно Константинополь стал бы наш еще в 1810 году, но история сослагательного наклонения не имеет. В войне 1812 года удачливый до того в сражениях полководец был смертельно ранен при Бородине. Памятник Багратиону стоит рядом с Кутузовским проспектом, улица и станция метро Багратионовская тоже существует, но ни памятника, ни улицы его возлюбленной великой княжны Екатерины Павловны на карте Москвы нет. Такой памятник гораздо дешевле танка или самолета, и важнее для формирования будущих победителей.

В 1941 году, когда положение Англии было очень тяжелым, на экраны страны вышел фильм «Леди Гамильтон» о реальной мотивации английского адмирала. В том же году английские летчики сделали невозможным налеты немецкой авиации на Великобританию, оксфордские аналитики разгадали шифр Энигма, а британские подводные лодки, базируясь в Мурманске, утопили на данном театре военных действий относительно больше немецких военных кораблей, чем подводные силы Северного флота СССР.

Фильм получил премию Оскар, его создатель Александр Корда стал первым в истории Соединенного Королевства кинорежиссером, получившим рыцарское звание, и в память о нем названа премия за лучший британский фильм года. Надо сказать, что советское руководство учло иностранный опыт, и уже после войны на экраны страны вышел фильм «Кубанские казаки», в гротескной и даже в юмористической форме показавший решения хозяйственного руководителя с «рыцарской мотивацией» по Коллонтай. Песня из фильма «Каким ты был..» стала народной, сбор зерновых через год после выхода картины вырос с 70 до 80 млн. тонн, а режиссер Иван Пырьев был удостоен высокой награды. Можно только предполагать, где была бы граница Северной и Южной Кореи, если бы контингенту советских войск в Корее показали бы не выдуманных «кубанских казаков», а историю отношения к даме успешных полководцев прошлого.

Победа русской армии была бы невозможна без уральских металлургов. Самый знаменитый металлургический клан Демидовых дал России и миру металлургов, воинов, ученых и меценатов. Сейчас Демидовы известны среди западноевропейской аристократии как князья Сан-Донато и их история была известной весьма экстравагантными формами чувственных отношений уральского заводчика Анатолия Демидова и принцессы Матильды, дочери младшего брата Наполеона I Жерома Бонапарта.

Отнюдь не всякая принцесса может способствовать высокой мотивации по Коллонтай, и это как раз тот самый печальный случай отрицательной мотивации. Чтобы соответствовать статусу своей возлюбленной и приступить к разговору о браке, Демидов приобрел у великого герцога Тосканского титул князя Сан-Донато.
Надо сказать, что первые два года молодожёны прожили душа в душу, несмотря на то, что о Матильде в ту пору ходили различные пикантные слухи. Современники отмечали её вольное поведение, тягу к запретным ощущениям и сомнительным приключениям. На балу-маскараде в честь дня рождения Анатолия она оскорбила герцогиню де Дино, за что тут же, на глазах у гостей, получила от мужа две пощечины. Не прерывая торжественного публичного мероприятия, уральский горнозаводчик приволок скандальную племянницу Наполеона в спальню, привязал к кровати и выпорол плетью. Не найдя для себя удовольствия в таких формах любовных отношений, Матильда лично попросила русского царя вмешаться в сложившуюся ситуацию. Император Николай Павлович потребовал от Демидова письменных объяснений.

«…Сия девица оказалась лгуньей и воровкой……была блудлива, в срамных утехах принимала мужчин и женщин, а так же удовольствия имела от прочих престранных и богопротивных занятий, описать которые я не имею возможности ввиду своего воспитания…», — написал Анатолий государю в своей «объяснительной». После беседы с императором Анатолий Николаевич распорядился назначить Матильде денежную «пенсию» в сумме около 200 тысяч франков (50 тысяч рублей) в год. Для сравнения, Демидовская премия, присвоенная в те же годы изобретателю электродвигателя, телеграфного аппарата и морской мины Борису Якоби, составила всего 5 тыс. руб., что в 10 раз меньше годовой пенсии любительницы «срамных утех». Поощрение недостойного поведения и недопонимание императором правильной мотивации руководителей привело в конечном итоге к проигрышу Крымской войны.
Почему император это допустил? Он следовал за развитием общества, в котором рыцарская мораль замещалась буржуазной.

Снова дадим слово великому знатоку и практику любви, войны и дипломатии Александре Коллонтай:
«Идеалом любви была брачная пара, совместно прилагающая старания к повышению благосостояния и богатства обособленной от общества семейной ячейки. Там, где сталкивались интересы семьи и общества, буржуазная мораль решала в интересах семьи. (Например: снисходительное отношение не права, а именно буржуазной морали к дезертирам, моральное оправдание акционера, разоряющего своих соакционеров ради семьи, и т. п.) С присущей буржуазии утилитарностью она стремилась с выгодой использовать и любовь, превращая это чувство и переживание в фермент брака, в средство, скрепляющее семью.»

Начиная с Александра, императоры стали снижать «рыцарскую мотивацию по Коллонтай» в своих подчиненных, этот процесс начинался как «аракчеевщина». Возможно, было решение, не без влияния Аракчеева и отчасти Сперанского, что управляемый буржуазно-накопительской мотивацией топ-менеджер будет больше соответствовать духу эпохи. 27 апреля 1813 г. Кутузов умирал, и Александр I прибыл в Бунцлау к его смертному одру проститься с фельдмаршалом. За ширмами около постели, на которой лежал Кутузов, находился состоявший при нем чиновник Крупенников. И вот диалог, подслушанный Крупенниковым и дошедший до (гофмейстера) Толстого: “Прости меня, Михаил Илларионович! ” — “Я прощаю, государь, но Россия вам этого никогда не простит”. Царь не ответил ничего.
Итоги перехода к «буржуазной мотивации» лидеров войны и бизнеса такие: проигрыш Крымской войны, фактический слив результатов русско-турецкой войны 1877-1878 года, проигрыш войны с Японией, Первой Мировой Войны и гибель династии.
В 1837 году Демидов снарядил на свой счёт учёную экспедицию для изучения южной России и Крыма. В этой экспедиции приняло участие 22 лица, в том числе несколько выдающихся учёных и художников, во главе со знаменитым профессором горной парижской школы Ле Пле. Кто из них работал на французскую разведку так и не узнали, но через 15 лет французская армия располагала отличными картами Крыма, азовского и черноморского побережья.

Демидовские заводы «прославились» своей технической отсталостью, тогда как английские металлурги создали в те годы кислородно-конвертерный бессемеровский процесс, а французские изобрели непробиваемую тогдашними снарядами броню для плавучих батарей и мартеновский процесс для переплава запасов лома и старых рельсов. Крымская война была проиграна императором Николаем, не разбудившим мотивацию к победе у своих генералов и металлургов.

«Секретное оружие» Елизаветы и Екатерины начало работать для иностранных государств, Екатерина привлекла когда-то металлурга Гаскойна в Россию, а Матильда использовала Демидова для работы на благо Франции: на заработанные уральским заводом деньги она содержала литературно-художественный салон, в котором отметились многие знаменитости того времени. В 1850-х- 1860-х годах салон принцессы был одним из самых блестящих литературных салонов Парижа. Здесь собирались самые известные писатели: Эдмон де Гонкур, Эмиль Золя, Александр Дюма-сын, Гюстав Флобер, Теофиль Готье, Ипполит Тэн, Анри Мельяк и Людовик Галеви, Эрнест Ренан, Фредерик Массон и многие другие писатели и драматурги. Именно в ее салоне Наполеон III познакомился со своей будущей женой Евгенией де Монтихо. Знакома она была и с работами классика французской живописи Вильяма Адольфа Бугро, чьи картины мы выбрали в качестве миниатюры статьи.

Наступал новый век пара и стали и главными в нем становились не аристократы-воины, а инженеры, металлурги и востребованные после запуска мартеновского процесса переработчики лома. О них мы расскажем в продолжении.

0

Добавить комментарий