Норматив утилизации и ответственность производителя: возможно придется платить сбор, даже если сами утилизируют отходы.

«Русбренд», Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод , Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, «Руспродсоюз», «Союзмолоко» выступили против увеличения нормативов утилизации на все виды товаров и упаковки до 100%, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на копию письма, направленного вице-премьеру Алексею Гордееву. Увеличить нормативы до 100% предложило ранее Минприроды. Благодаря такой мере ведомство рассчитывает увеличить экологический сбор с 2,2 млрд руб. до 136 млрд руб. ежегодно. Вопрос о возможном увеличении нормативов будет принят до середины 2020 г., отмечает газета.

По мнению производителей товаров, одномоментно повысить нормативы до 100% невозможно, так как из-за этого возрастет нагрузка на участников рынка и снизится конкурентоспособность товаров российского производства. При повышении нормативов расходы компаний вырастут до 1–1,2 млрд руб., что приведет к подорожанию товаров приблизительно на 8–10%, считает источник издания.

В Минприроды «Коммерсанту» заявили, что окончательное решение еще не принято. Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов сообщил изданию, что Минпромторг поддерживает идею планомерного увеличения нормативов утилизации, но оно должно быть прогнозируемым на ближайшие 10 лет и экономически обоснованным.

Сейчас компании несут ответственность за переработку товаров и упаковки, которые они произвели или ввезли в Россию. Эта ответственность затрагивает 54 группы товаров. Для каждой группы установлен норматив утилизации, в большинстве случаев он составляет 15%. Компании могут заниматься утилизацией самостоятльно или перечислить государству экологический сбор. В 2018 г. было собрано 2,2 млрд руб. сборов, об утилизации отчитались 12 844 компании.
Минприроды предложило реформировать систему ответственности производителей за отходы. Доклад, подготовленный совместно с «Российским экологическим оператором» (РЭО), и план реформы направлены в правительство. Подлинность документов, с которыми ознакомились «Ведомости», подтвердил представитель РЭО. «Двигать реформу обращения с отходами дальше только за счет населения невозможно», – заявил «Ведомостям» замминистра природных ресурсов и экологии Владимир Логинов. Чиновники предлагают бизнесу заплатить за нее.

Компании несут ответственность за переработку товаров и упаковки, которые они произвели или ввезли в Россию. Их расширенная ответственность распространяется на 54 группы товаров и упаковки (постельное белье, одежда, газеты, моторные масла, шины, зеркала, стеклопакеты, пластиковые бутылки, деревянная, стеклянная, металлическая, бумажная и пластиковая упаковка и проч.). Для каждой группы есть норматив утилизации – в среднем 15%. Компании могут заниматься утилизацией сами или заплатить экологический сбор – в 2018 г. было собрано 2,2 млрд руб., отчетность об утилизации представили 12 844 компании. Но данных, сколько производителей и импортеров обязано этим заниматься, у Росприроднадзора нет, признается в докладе, механизм неэффективен.

Расширенная ответственность должна стимулировать переработку, но этого не происходит, комментирует гендиректор РЭО Денис Буцаев: «Само понятие нормативов не соответствует целям реформы. Почему производитель пластиковой упаковки или шин, которые вообще нельзя захоранивать, должен отвечать за утилизацию только небольшой их части?» Поэтому Минприроды рассматривает возможность увеличить норматив утилизации для всех групп товаров из перечня, рассказывает Логинов. В будущем он не исключает его расширения, например, за счет пищевых отходов.

По замыслу Минприроды компаниям придется платить сбор, даже если они сами утилизируют отходы. Если компания уже инвестировала в перерабатывающие мощности, то сможет утилизировать отходы, а потом получить возмещение расходов за счет уплаченного ею сбора. А вот отдав отходы переработчику, компания деньги не получит. Инициатива может разрушить отношения производителей и переработчиков, опасается партнер Deloitte Татьяна Кофанова.

«Есть производители, которые только декларируют самостоятельную утилизацию, но на деле не занимаются ею, а лишь уклоняются от уплаты сбора», – пояснил Логинов. Ограничение, по его словам, может быть временным – на 3–5 лет. По расчетам министерства, поступления от сбора могут вырасти с 2,2 млрд до 136 млрд руб. в год. Изменения, как сказал Буцаев, могут вступить в силу в 2021 г. Деньги должны быть «окрашенными» и поступать в новый утилизационный фонд, говорит Логинов. Его оператором планируется сделать РЭО – он будет отбирать заявки и распределять деньги для поддержки переработчиков и компаний, закупающих продукцию вторичной переработки, рассказал Буцаев.

Подготовленные ранее Минфином поправки в Налоговый кодекс включают в него экологический сбор, вместе с другими неналоговыми платежами бизнеса собирать их будет ФНС. В Минфине, по словам его представителя, не видели предложений Минприроды.

Пока мусорная реформа оплачивается населением и компаниями, которые платят за отходы, исходя из тарифа местного оператора. Изменения сделают переработку гораздо более привлекательной для частных инвесторов и помогут выполнить цели нацпроекта «Экология» (увеличить долю переработки до 36% отходов к 2024 г.), создать необходимую инфраструктуру в первую очередь за счет компаний, а не населения, рассчитывает Логинов.

Оценка Минприроды действующего механизма как неэффективного выглядит преждевременной, передал исполнительный директор ассоциации производителей и импортеров товаров, самостоятельно выполняющих утилизацию отходов, «РусПРО» Павел Рудась. Бизнес попросту «толкают на уплату сбора», что противоречит приоритетам госполитики и приведет к росту потребительских цен, предупреждает исполнительный директор ассоциации «Промышленность за экологию» («РусПЭК») Любовь Меланевская. Unilever платит десятки миллионов рублей экологического сбора, но собиралась полностью перейти на самостоятельную утилизацию, что уменьшило бы эти издержки на 30–40%, рассказала вице-президент по устойчивому развитию бизнеса Unilever Ирина Бахтина. Вместо этого с повышением нормативов утилизации отчисления могут вырасти до сотен миллионов рублей, указывает она. И нет гарантий, что деньги пойдут туда, куда нужно, скептичен Иван Барсола из KPMG: есть риски, что соберут со всех, а получат их из бюджета те, кто сможет договориться. Вернуть деньги из бюджета всегда сложно, подтверждает Бахтина: предложена фактически «залоговая схема». Инициатива может сработать, но важны подробности реформы, резюмирует она.

Loading

0