Новый подход к сырьевому обеспечению Амурметалла: красные шламы вместо лома

Единственный на Дальнем Востоке страны металлургический завод по-прежнему находится в нелегком положении. Амурметалл, в отличие от большинства заводов, имеет как линию по изготовлению заготовки, так и стан для производства слябов. Производственные мощности завода могут быть доведены не менее чем до 1,5 млн тонн, конкурентов на внутреннем рынке, кроме ЕВРАЗ, у завода тоже нет. Что же мешает вывести предприятие из кризиса? Только одно — дефицит сырья по приемлемой стоимости.

Теперь сделаем одно допущение — предположим, что дешевое сырье поставляется на завод строго по годовому/квартальному графику и его цена в рублях не зависит от мировой конъюнктуры и определяется 1-2 раза в год. Выведет ли такое решение предприятие из кризиса? Да, с большой степенью вероятности — выведет!

Красный шлам — твёрдые отходы промышленного процесса обработки боксита для поставки оксида алюминия как сырья для электролиза алюминия. Обычно фабрика производит в два раза больше красного шлама, чем алюминия. Красный шлам содержит примеси оксидов металлов и представляет собой одну из самых важных проблем с утилизацией при производстве алюминия. Красный цвет вызван присутствием оксида железа, составляющего до 60% массы красного шлама. Также в нём содержится заметное количество оксида кремния(IV), не выщелоченного остаточного алюминия и оксида титана.

Красный шлам нелегко утилизировать. В большинстве стран, в которых он производится, его выкачивают в пруды. Красный шлам занимает площадь, которая не пригодна ни для строительства, ни для сельского хозяйства. Для понижения щелочности с целью уменьшения вреда окружающей среде применяются разные методы.

Теперь обратимся к дискуссии о переработке красных шламов. UC RUSAL до недавнего времени создавала в год около 14 миллионов тонн отходов. Красные шламы, содержащие 30% алюминия и 50% железа, покоя не дают не только экологам, но и предпринимателям. О необходимости утилизации отвалов заговорили очень давно, но на практике продвинулись недалеко: ученые пока не могут предложить технологию комплексной переработки отходов, поскольку извлечение отдельных элементов нерентабельно. Отдельной проблемой является сушка шлама — выпаривание воды является исключительно энергоемким процессом.

В то же время в условиях современной экономики Дальнего Востока России процесс восстановления шламов может быть экономически рентабелен. Если рассмотреть развитие этого региона, то основные деньги делаются на вывозе древесины, угля, металлов, нефти и газа для емких рынков Юго-Восточной Азии. Несмотря на сегодняшнюю кризисную обстановку, экономики стран Азии будут расти и потреблять большее количество ресурсов.

Попробуем построить экономическую модель утилизации шламов. Для рынка энергетического угля Сибири сейчас стала актуальна проблема потребителя. Снижение потребности в электроэнергии тепловых электростанций из-за роста доли альтернативной и возобновляемой энергии поставила вопрос ребром — куда девать уголь?

Если сугубо гипотетически рассмотреть строительство тепловой электростанции на угольной шахте с целью утилизации тепла для сушки шлама и использования электроэнергии для ее первичной переработки, то рассмотрим экономику:

1. Входящий поток сырья — 0. Предполагается, что ЖД тариф оплачивает алюминиевый завод, отправляющий отход на переработку, сам шлам не стоит ничего.

2. Исходящий поток по цене железорудного сырья — 40 долларов FCA.

3. Если восстановить часть сырья во вращающихся печах до ГБЖ, то исходящий поток уже можно оценить, как 200 долл. США FCA

Остается вопрос — сколько потребуется угля для такой деятельности? Надо понимать, что в условиях сокращения спроса «лишний» уголь продать все равно некуда, особенно летом, поэтому с точки зрения экономики шахты весь дополнительный уголь выгодно пустить на шламоперерабатывающую энергофабрику по операционной себестоимости, то есть очень дешево. За счет «эффекта масштаба» снижается себестоимость угля по шахте в целом и дополнительная прибыль образуется за счет снижения себестоимости угля, отправляемого на экспорт.

Полученное прямовосстановленное железо в рамках годового контракта можно отправлять на Амурметалл. Де-факто собственником предприятия продолжает оставаться ВЭБ и когда дается финансирование на поддержание текущей деятельности завода, эти деньги по большей части идут поставщикам лома. Профинансировав же шламоперерабатывающую энергофабрику, ВЭБ может получить стабильный источник сырья для Амурметалла и забыть про проблему с металлоломом как таковую.

Возникает вопрос — если эта схема реализуема, то почему ее нигде не применяют? Дело в том, что в развитых странах нет проблемы «логистического мешка» как в Сибири, и там добытый уголь можно продать с меньшими транспортными издержками, отгрузив его дешевым морским транспортом. Для Сибири, равно как и для Южной Якутии, проблема «логистического мешка» в том, что «выкопать» можно, а «вывезти» нельзя. Предлагаемая авторами схема переработки адаптирована именно к сибирским условиям и позволяет вывозить вместо дешево стоящего угля дорогое сырье. Угольная отрасль сейчас испытывает большие проблемы, особенно это касается сбыта низкокалорийных углей, не востребованных экспортными рынками. Получить в такой ситуации гарантированный сбыт, пусть даже по ценам несколько выше себестоимости, может быть интересно.

Другое соображение состоит в том, что потребуется стабильность работы данной схемы, которую может гарантировать только государство и подконтрольные ему банки. С чего начались проблемы в Пикалево? С разрушения цепочки создания добавленной стоимости в результате того, что 2 юридических лица не смогли поделить прибыль от комплексной переработки сложного сырья. Для корректной работы данной схемы ВЭБ должен собрать своих должников: угольщиков, производителей алюминия и Амурметалл и, используя финансовые рычаги, заставить их договориться «на берегу», а государство в лице Минприроды должно жесткой системой штрафов и поощрительными тарифами на вывоз шламов мотивировать производителей алюминия к переработке шлама на сторонних мощностях.

Корпорация Исток уже имеет опыт разработки технико-экономических обоснований работы предприятий, использующих альтернативное металлургическое сырье:

1. Группа компаний ФерроТекнолоджи, г. Тула, фабрика по производству брикетов (начало производства с 2015 года)

2. ТИМИР (Евраз), Южная Якутия, преТЭО строительства металлургического завода (перспективный проект)

Для нас было бы интересно разработать одну из первых в мире экономических цепочек создания стоимости при переработке красного шлама.

На конференции «Уральский рынок лома и промышленных отходов — 2016» пройдет секция 2 по теме: «РУКОТВОРНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕРАБОТКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ»

Модератор Леонид Смирнов, Генеральный директор Уральского института металлов, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, заслуженный изобретатель РСФСР, академик РАН, действительный член Российской и Международной инженерных академий.

Тематика докладов:

  • Комплексный подход к переработке красных шламов алюминиевого производства на Урале; Практический опыт переработки красных шламов в индустриального парка «Богословский»;
  • Переработка металлургических отвалов Группы Мечел и ЧЭМК;
  • Опыт переработки металлургических шлаков Косогорского металлургического завода (Тула).

ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ!

Loading

0