Просмотров: 10 721

«Турецкая звезда гарема» американского рынка арматуры!

Существенный рост стоимости лома в Турции озадачил российских поставщиков: никто пока не имеет целостной картины – «что происходит» и «когда это кончится?». В нашем новом обзоре мы решили посмотреть на один из экспортных рынков турецкой арматуры, а именно на рынок США.

Задачей расследования RuslomNews.Com будет установление взаимосвязи между сбытом турецкой арматуры и стоимостью лома на основе анализа ситуации (Таблица 1.)

Таблица 1. Поставки арматуры в США, тонн

Цены на лом в Турции, USD Объем импорта арматуры в США Объем импорта турецкой арматуры в США Доля турецкого импорта арматуры
Январь 303 133020 108916 82%
Февраль 246 140372 117848 84%
Март 258,67 247874 199964 81%
Апрель 267 188323 153969 82%
Май 284 138416 97186 70%
Июнь 268 92318 67010 73%
Июль 229 171730 156927 91%
Август 231 168743 107326 64%
Сентябрь 201 101624 77359 76%
Октябрь 176 208666 185165 89%
Ноябрь 194 112519 96632 86%
Декабрь 192 114490 98614 86%

Первый вывод, который можно сделать из статистики – Турция занимает не менее 70%, а порой и 90% импорта арматуры в США, являясь де-факто «звездой гарема», которой достается большая часть «даров султана» в виде доступа к американскому рынку. Остальные страны НАФТА – Канада и Мексика турецкую арматуру почти не импортируют. Может быть, торговые власти США излишне благоволят к турецким металлургам?Источник: статистика NAFTA, сравнение цен Ruslom R1-Pricemonitor

Посмотрим на импорт металлопродукции в США с точки зрения стоимости (Таблица 2.)

Таблица 2. Стоимость импорта металлопродукции в США по странам, млн. долл.

1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.  2015 год
Япония 724,166 650,818 519,610 475,584 2 370,178
Бразилия 779,239 571,321 517,685 478,644 2 346,889
Китай 719,099 709,144 479,774 278,860 2 186,877
Германия 565,093 503,922 452,962 361,166 1 883,143
Турция 556,331 327,426 295,724 277,276 1 456,757
Россия 249,223 240,532 222,079 169,460 881,294
Украина 60,086 51,041 17,893 17,648 146,668

Источник: статистика НАФТА

Если говорить о выручке с богатого американского рынка, то Турция здесь отнюдь не всесильная «валидэ-султан», а всего лишь одна из фавориток «стального гарема». Преференции американского рынка распространяются лишь на турецкую арматуру, и не более того. Если же говорить о продукции с высокой добавленной стоимостью – то здесь сильны позиции Японии и Германии как держателей патентов на новейшие металлургические технологии и самый уникальный и дорогой прокат, Бразилии как единственного в мире поставщика древесноугольного чугуна, и Китая как крупнейшего в мире производителя стали.

В свое время автор этой статьи имел возможность познакомиться с членами семьи Реджепа Атакаша, бывшего партнера ММК по строительству завода в Турции. Беседа с ними и с владельцами других турецких предприятий была чрезвычайно познавательна для понимания конкурентоспособности продукции. Одним из пунктов, по которому у русской и турецкой стороны имелись расхождения, была доля сортового и листового проката в будущем производстве. Атакаш настаивал на большей доли сорта, а российские совладельцы считали это совершенно ненужной тратой денег – ведь сортовой прокат делает вся Турция. Атакаш вышел из проекта на пике цен, а позже стало понятно, почему наличие сортовой части так важно: в случае существенного падения цен или сбыта готовой продукции всегда есть возможность отгрузится арматурой на американский рынок! Например, при падении цен в июле 2015 года доля турецкой арматуры на американском рынке резко выросла – турецкие металлурги сбросили туда все излишки, не нашедшие сбыта на иных рынках.

Вернемся к взаимосвязи поставок лома и экспорта арматуры:
1. Высокая доля поставок в США возникает в период спада цен, а в период роста наоборот доля падает.
2. Фрахт из США в Турцию дешев (12 долларов до Нью-Йорка и 20 – до Ростова) в том числе и потому, что загрузка арматурой корабля идет как правило после выгрузки лома из США
3. По той же причине, невзирая на свою более высокую цену, лом из США будет иметь преференции, именно из-за сбыта готовой продукции обратной загрузкой.
4. В период спада цен разница между американским и российским ломом будет выше по сугубо логистическим соображениям : т.к. турки вынуждены закупать лом в США для обратной загрузки арматурой и поддерживать долю американского лома на постоянном уровне, а вот в Россию обратной загрузки арматурой с 2008 г. в массовом порядке уже нет.
5. В период роста цен зависимость от сбыта арматуры на рынке США падает и конкурентоспособность российского лома растет: разница цен балтийских и американских трейдеров снижается. Пользуйтесь случаем!

2

3 комментария