Генеральный директор ЧАО «Керамет»: кто выиграет от вето президента?

Решение президента Украины Петра Порошенко ветировать закон, меняющий правила экспорта металлолома, на первый взгляд играет против металлургов. Однако ситуация несколько сложнее

 
Владимир Бублей
Генеральный директор ЧАО «Керамет»

В субботу Президент Украины Петр Порошенко ветировал закон, который должен был кардинально изменить правила игры на ломозаготовительном рынке Украины.

Основными лоббистами законопроекта №3868 были металлургические компании и их профильное объединение — «Металлургпром». Поэтому, на первый взгляд, Президент Украины пошел наперекор «стальным» олигархам: Ринату Ахметову, Виктору Пинчуку и их коллегам. Однако на самом деле все не так однозначно.

Во-первых, подписание закона должно было упразднить нетарифное регулирование экспорта лома. По сути — коррупционный инструмент, который имел только негативное влияние на рынок. После результативного голосования в Верховной Раде заместитель Министра экономического развития и торговли Украины Максим Нефьодов отметил, что «более коррупционного отдельно взятого функционала в министерстве не было. Большего давления, нежели по лому, кажется, тоже не было».

Во-вторых, после того как 1 марта был принят баланс, металлурги начали кампанию по противодействию распределению «квот». Ассоциацией «Металлургпром» подан иск об отмене баланса. Для остановки экспорта были задействованы все возможные средства. Даже Национальная полиция Украины требовала немедленно провести внеочередное заседание комиссии МЭРТ по металлолому для приостановки решений по экспорту металлолома.

Несмотря на это состоялось два заседания комиссии при МЭРТ, на которых распределялись объемы экспорта между компаниями, подавшими заявки.

Обжалование баланса не принесло ожидаемого для металлургов результата, а МЭРТ продолжало регистрировать экспортные контракты.

Потому от имени «Интерпайпа» и «Метинвеста» были поданы иски, целью которых было наложить запрет уже на проведение самого таможенного оформления.

Суды, что неудивительно, «пошли навстречу» металлургам, и до вынесения решений по сути обеспечили иски. Было приостановлено действие приказов МЭРТ о регистрации экспортных контрактов и даже установлен прямой запрет органам ГФС осуществлять таможенное оформление лома на экспорт.

Поэтому если говорить о вышеупомянутом законе, я бы сказал, что в ситуации, когда коррумпированные суды определениями останавливают целые отрасли, неважно, есть пошлина или нет, и каков ее размер. Функционирует механизм ограничений свободы бизнеса и регулятором на рынке теперь выступает не МЭРТ, а судья любого админсуда.

Конечно, по состоянию на сегодня непринятие закона играет на руку металлургам, сохраняя на неопределенное время порядок ручного регулирования рынка стального лома, который с подачи компаний «Интерпайп» и «Метинвест» еще и поставлен «на предохранитель».

Заморозка экспорта лома приведет к усилению диктата украинских металлургов на рынке лома.

Поставки на внутреннем рынке осуществляются в основном с условием отсрочки платежа, что отвлекает значительную часть оборотных средств из ломозаготовительной отрасли. Хотя вопрос условий оплаты не столь важен, принципиальным является вопрос свободы выбора, как и вопрос установления рыночных, справедливых цен.

Для примера, разница между ценой закупки лома комбинатами и экспортной ценой на условиях FOB Black Sea на конец апреля 2016 года составляла $111, а на середину мая — $122 (см. таблицу).

укрпромвнешэкспертиза
Источник: Укрпромвнешэкспертиза

Вопрос дефицита сырья, которым в том числе обусловливают необходимость запрета экспорта, является абсолютно надуманным. К примеру, в 2015 году было заготовлено 4,3 млн тонн металлолома. На внутренний рынок поставлено 3,05 млн тонн. Экспорт за указанный период составил 1,2 млн тонн. При этом производство стали составило 23,5 млн тон. В соответствии с балансом металлургам не хватило ориентировочно 0,4 млн тонн, которые они спокойно могли бы привлечь за счет импортных поставок. Однако жадность, глупость и банальное отсутствие оборотных средств сделать это им не позволили. Зато удалось удерживать ценовую разницу с экспортными ценами на уровне $40-50 за тонну.

В условиях, когда у комбинатов нет необходимости конкурировать ни по цене, ни по условиям оплаты, происходит естественное сворачивание ломозаготовки. Согласно данным «Укрпромвнешэкспертизы», в первом квартале 2016 года объем лома, поставленного на украинские комбинаты, составил 544,5 тыс. тонн. Вероятно, объемы заготовки будут падать и дальше.

Значит, вето Порошенко бьет не только по ломозаготовителям, удар обязательно срикошетит и по металлургам.

Следовательно, проблемы, которые нужно решать в первую очередь, связаны вовсе не с ограничением экспорта, а с выводом ломозаготовительного бизнеса из тени, нужно:

  • отменить НДС или ввести RCM (reverse charge mechanism) на операции с
  • металлоломом и в целом в ГМК;
  • окончательно отменить НДФЛ при сдаче металлолома;
  • снять ограничения на приобретение металлолома за наличный расчет;
  • отменить пошлины на импорт металлолома.
    Дело

Loading

0