Тарифы вырастут сдержанно

Кабмин согласился с повышением цен на железнодорожные грузоперевозки

Правительство РФ одобрило прогноз социально-экономического развития России на 2017–2019 годы, подготовленный в Минэкономразвития. Согласно документу в течение ближайших трёх лет ожидается индексация железнодорожных грузовых тарифов на 4,5%, 4,5% и 4,2% соответственно.

Напомним, в 2016 году индексация тарифов составила 9%, при этом выделение государственных субсидий не предусматривалось.

«В целях недопущения избыточного роста транспортных издержек экономики в 2017–2019 годы будет осуществлено сдерживание темпов роста тарифов на грузовые перевозки, для чего в настоящее время разрабатываются системные меры по оптимизации издержек и повышению эффективности РЖД. В таких условиях параметры индексации цен на грузовые перевозки составят 4,5%, 4,5% и 4,2% соответственно. В целях стимулирования грузоотправителей железнодорожники продолжат практику применения механизма ценового коридора», – отмечается в прогнозе.

Также документ обращает внимание на тот факт, что начиная с 2013 года отмечалось снижение ставок на услуги по предоставлению грузовых вагонов для железнодорожных перевозок, не регулирующиеся государством.

«В 2016 году ставка за пользование полувагоном составляет 550–650 руб. за вагон в сутки, что соответствует среднегодовому уровню 2014-го. В 2017–2019 годы ожидается умеренный рост цен на услуги по предоставлению грузовых вагонов для железнодорожных перевозок. При этом в целях недопущения нерыночных способов воздействия на соответствующие цены будет усилен антимонопольный контроль. Для повышения доступности услуг железнодорожного транспорта будут приняты меры по повышению прозрачности и доступности перевозочной статистики и соответствующих информационных систем, в том числе для целей запуска электронной торговой площадки, обеспечивающей удалённый доступ малых и средних грузоотправителей к заказу услуг по перевозке грузов», – подчёркивается в документе.

В то же время, по словам вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, дискуссия относительно уровня индексации тарифов ещё продолжается, возможно, окончательное значение превысит 4,5%-ный рост.

Кроме того, повышение тарифов на пассажирские перевозки в регулируемом секторе в ближайшие три года будет соответствовать темпам роста цен на грузовые перевозки. Предполагается изменить подход к государственному субсидированию пассажирского комплекса в дальнем следовании – перейти к модели госзаказа перевозок, имеющих социальное значение, и либерализации коммерческих. Реализация этого подхода будет сопровождаться оптимизацией маршрутной сети, выработкой стандарта транспортного обслуживания и созданием стимулирующей к улучшению качества работы перевозчика тарифной системы.

Советник председателя совета директоров ПАО «Северсталь», руководитель комитета по удовлетворённости потребителей качеством услуг ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ в сфере грузовых перевозок Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД Сергей Нарышкин считает такие индексы вполне реалистичными и приемлемыми как для железнодорожной госкомпании, так и для экономики РФ.
«К сожалению, согласно сложившейся практике у нас проблема не в цифрах, а в том, что прогноз Минэкономразвития в части долгосрочного железнодорожного тарифообразования ещё ни разу не исполнялся. Стоит отметить, что наличие и, главное, соблюдение долгосрочного прогноза в части индексации железнодорожного тарифа являются крайне важными как для РЖД, так и для всей экономики», – подчеркнул Сергей Нарышкин.

Генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО «РЖД») Фёдор Пехтерев считает, что индексация тарифов необходима для обеспечения устойчивого развития железнодорожной отрасли, однако эффект от повышения цен во многом будет зависеть от внешних факторов, в том числе от уровня инфляции.
Гудок

Loading

0