Богучанский алюминиевый завод запустили без лишнего шума

Как выяснилось из статистики ОАО РЖД, Богучанский алюминиевый завод (БоАЗ; входит в СП «Русала» и «РусГидро»), официальный запуск которого партнеры переносят с конца 2014 года, уже производит на экспорт существенные объемы металла. Себестоимость алюминия на БоАЗе должна быть достаточно низкой, а официально о запуске компания могла умолчать, чтобы не спровоцировать падения мировых цен на металл.

В первом квартале с БоАЗа по железной дороге было отправлено на экспорт 38 тыс. тонн алюминия, сообщил в пятницу «Интерфакс» со ссылкой на материалы ОАО РЖД. Это может составлять до 5% от общего производства «Русала». В 2015 году БоАЗ еще не отгружал алюминий, следует из данных монополии.

БоАЗ вместе с Богучанской ГЭС (3 ГВт) входит в Богучанское электрометаллургическое объединение (БЭМО), которым владеет паритетное СП «Русала» и «РусГидро». Мощность первой, уже построенной очереди БоАЗа — 147 тыс. тонн алюминия в год, или 36,75 тыс. тонн в квартал. Предполагалось, что ГЭС и завод должны работать в связке, но станция начала выдавать первую энергию в конце 2012 года на рынок: пуск завода не раз официально откладывался из-за переизбытка мощностей на мировом рынке.

Замминистра энергетики Вячеслав Кравченко еще 30 марта оговорился, что «тестовое производство на БоАЗе началось», источники «Ъ» уточняют, что завод выпускает металл с декабря. Исходя из данных ОАО РЖД, БоАЗ наращивает загрузку мощностей. Статистика ОАО РЖД и «Русала» по алюминию традиционно расходится, указывает «Интерфакс» (но железнодорожники, скорее, могут не учесть часть объемов). На расхождение данных обращает внимание и источник «Ъ», знакомый с ситуацией в «Русале», уверяя, что на 100% загрузки БоАЗ еще не вышел.

В «Русале» заявили «Ъ», что завод «работает в пусконаладочном режиме», официальный запуск ожидается в этом году. В «РусГидро» говорят, что в пусконаладочном режиме работает «первый этап первого пускового комплекса», первый жидкий металл получен в 2015 году, выпущено 49,5 тыс. тонн. Гендиректор «Русала» Владислав Соловьев в ноябре 2015 года говорил, что завод «выгоднее запустить, чтобы он начал генерировать EBITDA, которая будет хотя бы возвращать кредиты». Он планировал, что запуск состоится в первом квартале, а к концу года завод выйдет на 140 тыс. тонн, причем сбыт будет идти «полностью внутри России». Но уже в марте господин Соловьев объяснял, что компания до сих пор «в процессе получения разрешений на разное специфическое оборудование» и точную дату запуска БоАЗа назвать сложно.

В 2015 году «Русал» выпустил 3,6 млн тонн алюминия, и компания сообщала в феврале, что по-прежнему рассматривает возможность сокращения производства «приблизительно на 200 тыс. тонн в год» (в 2013-2014 годах «Русал» остановил неэффективные мощности на 650 тыс. тонн). Один из собеседников «Ъ», знакомый с планами компании, уверяет, что производство на БоАЗе не должно замещать объемы других, менее эффективных заводов «Русала», поскольку в БЭМО у компании всего 50% и завод не компенсирует ей выпадающие в таком случае доходы. Себестоимость на БоАЗе должна быть на уровне образцовых сибирских заводов компании, отмечает он. Но ни «Русал», ни источники «Ъ» себестоимость на отдельных заводах не раскрывают. В четвертом квартале 2015 года в целом по компании себестоимость составляла $1410 на тонну при средней цене продаж $1729 за тонну.

Олег Петропавловский из БКС говорит, что себестоимость на сибирских заводах может составлять около $1,2 тыс. на тонну, а на БоАЗе — еще меньше за счет электроэнергии с Богучанской ГЭС. По его мнению, официальный запуск завода может переноситься и для того, чтобы не спровоцировать снижения цен на алюминий информацией о вводе новых дешевых мощностей. По прогнозу «Русала», мировой спрос на алюминий в 2016 году вырастет на 5,7% (на 3 млн тонн), до 59,6 млн тонн, из-за роста потребления в Северной Америке, Европе и Азии. При этом на рынке первичного алюминия будет 1,2 млн тонн дефицита.
Ъ

Loading

0