Чему учить руководителей компаний?

Первое сентября отмечено множеством статей на образовательную тему. Судя по тому, что она вызывает немалый отклик читателей, свою лепту решили внести и мы, разобрав на примерах в истории и практике обучение руководителей компаний.

В Новое время одним из самых успешных руководителей страны считался испанский король Филипп: «Империя, над которой никогда не заходит Солнце» стала историческим мемом своего времени. Очевидно, что управлять морской империей невозможно без подготовленных капитанов. Какие же требования король предъявлял к капитанам кораблей?

По смыслу «Морской инструкции» Диего Паласио 1587 г., он должен был, прежде всего, быть «добрым католиком». Затем ему полагалось обладать храбростью, благородством характера и твердостью, ревностно относиться к своим обязанностям и держать в подчинении команду. Если корабль подвергался нападению, то капитан единолично руководил боем. Заметим, что ни знание морского дела, ни даже грамотность в требования к капитану не входила.

Иными словами, испанский капитан периода расцвета Испанской империи – это индоктринированный господствующей религиозной идеологией и лояльный королю харизматичный лидер, придерживающийся твердой дисциплины. В современной жизни командиры батальонов «Спарта» и «Сомали» периода 2014 года сильно подходили под данное описание. Кстати, они уделяли в тот исторический период и немалое внимание лому металлов, экипируя за счет его продажи своих ополченцев.

Не все имеют от природы такие же способности, потому и с давних времен стали обращать внимание на обучение молодых людей, готовых сделать карьеру, подобную испанским капитанам периода расцвета империи короля Филиппа. Всего было выделено 7 рыцарских искусств:

1. Верховая езда.

2. Владение холодным оружием.

3. Бой на копьях.

4. Плавание.

5. Охота.

6. Стихосложение.

7. Игра в шахматы или шашки.

Можно сказать, что эти времена прошли, и данный опыт в современной жизни не нужен. Что же, посмотрим на более близкий нам XX век и обратимся к немецкому фильму «Кандидат в офицеры», в переводе он есть и на английском, и на русском языке.

Чему же учили будущего офицера армии XX века?

Горные лыжи

Плавание

Легкая атлетика

Обществоведение

Изучение пулемета и артиллерийского вооружения

Рукопашный бой

Преодоление полосы препятствий

Автодело

Верховая езда

Стрелковая подготовка

Тактическая подготовка: Описание обстановки/Обдумывание приказа

Музыка

Литература

Шахматы

Как видим, и в XVI и в XX веке немецких подростков с прицелом на карьеру руководителя/военного лидера учили ровно одним и тем же предметам, с некоторой поправкой на технический прогресс. Можно возразить, что коммерческая деятельность отличается от военной, и требует иных навыков. Применительно к организации производства есть пример успешности именно этого вида образования на примере владельцев финского завода Tikkakoski.

Пистолет-пулемет Суоми монопольно в соответствии с патентным правом производился на металлургическом и оружейном заводе Tikkakoski, который принадлежал двум бывшим немецким летчикам, Вилли Даугсу и Отто Эриху. Они разбогатели в начале 30-х годов на оружейном бизнесе, продавая бывшее в употреблении оружие из прибалтийских стран всем желающим повоевать. Их сослуживцем был знаменитый Герман Геринг и в начале 30-х годов ХХ века по понятным причинам его друзья по эскадрилье пришли к успеху и скупили акции завода Tikkakoski, став мажоритарными акционерами. Миноритариями они сделали несколько талантливых финских инженеров, в том числе и знаменитого Лахти, позже все акции перешли к гражданам Германии.

Опять же можно сказать, что немецкий и финский пример нам не указ, и здесь это не работает. Заметим, что в нашей стране есть самые разные учебные заведения. Российский университет спецназа в городе Гудермес — первое и возможно единственное  частное учебное заведение в Российской Федерации для обеспечения профессиональной подготовки специальных подразделений. Автору статьи известен пример, когда руководители металлургии и переработки лома проходили курс именно в этом учебном заведении.

Судя по новостям об отгрузке металла из Мариуполя, а также структуре собственников компаний-поставщиков материала на бывшие ахметовские активы в Мариуполе, успешность подготовки будущих лидеров металлургии и переработки лома по канонам 7 рыцарских искусств более чем востребована.

В нашумевшем интервью бывшего владельца металлургических активов приведено упоминание «времени карнавала», когда все играют по правилам, и «времени оргий», когда правил нет.

Как же готовили руководителей «времени карнавала» для игр по правилам? Первыми в этом отличились иезуиты. В своей миссионерской деятельности в Южной Америке они сделали акцент на образование населения, чтобы оно добровольно приняло католическую веру и смирилось с предлагаемым иезуитами образом жизни. В поселениях индейцев-гуарани было всего 2 иезуита – европейца, то есть они никоим образом не могли заставить индейцев силой делать что либо. Но могли обучить по своим методикам будущих руководителей и уже те будут управлять редукциями(поселение с агроремесленным уклоном) в интересах иезуитов.

Обученные иезуитами дети вождей стали чиновниками индейских поселений и приняли на себя повседневное руководство деятельностью аграрных комплексов и ремесленных мастерских под стратегическим управлением и с признанием полного подчинения иезуитам.  Общее население редукций к началу 1730-х годов превысило 140 тысяч. Население одной редукции колебалось от 350 до 7 тысяч человек. Число иезуитов в «государстве» составляло от 100 до 120(нет, не тысяч, а сто двадцать человек). При этом большинство их составляли не испанцы и креолы, а немцы, итальянцы и французы. Редукции вели активную торговлю. Они экспортировали производимые товары, включая хлопковую и льняную ткани, табак, лесоматериалы. Внешняя торговля давала в год до 100 тысяч песо, которые шли на украшение церквей, уплату налогов и закупку необходимых товаров. Под управлением иезуитов редукции(поселения) были экономически успешными предприятиями. Чему же учили иезуиты руководителей – индейцев?

В программу обучения колледжей входили семь свободных искусств:

Грамматика

Диалектика/логика

Риторика

Арифметика/Геометрия

Музыка

Астрономия

Данное образование считалось достаточным для подготовки руководителя. Индейцы – директора (поро пуайтара на языке гуарани) обеспечивали успешное функционирование предприятий, а индейцы-офицеры(маэстро де кампо) успешно сражались с португальцами и англичанами. После изгнания иезуитов редукции разорились, а индейцы – ремесленники стали преуспевающей мещанской прослойкой латиноамериканских городов. Свою металлургию иезуиты создать так и не смогли и были вынуждены сдать испанской и португальской администрации построенное ими «государство Солнца». Государства Европы видели в иезуитских поселениях конкурентов за ресурсы, потому и решили их изгнать. Сами же редукции испанский король решил обложить налогами в свою пользу. Как только более сотни иезуитов покинули Южную Америку, индейцы стали разбегаться из редукций и вообще перестали что либо платить. Дело в том, что у чиновников испанского короля не было надлежащего уровня образования и понимания, как извлекать прибыль из редукций. Ситуацию можно сравнить с попаданием в 90е годы завода в руки опытной в переделе активов группировки, но без опыта производства. Завод вполне мог приносить прибыль, но управление им требует немалого опыта производства, понимания рынка, работы с персоналом, в общем – надо напрягаться. Но есть и другой путь: завод закрыть, оборудование отправить на металлолом, и сдать бывшие цеха под склады. Такой подход, возможно, принесет меньше прибыли, но он более понятен новым «хозяевам», и позволит получить некоторые деньги уже «здесь и сейчас» не особо напрягаясь. Чиновники испанского короля действовали, похоже, в той же логике, и в исторически недолгое время редукции закончили свое существование, а расходы  испанской казны потребовали немалых расходов на войско, которое во время редукций брали на себя иезуиты, предоставляя воинов-гуарани. В деньгах это можно выразить, как один образованный руководитель с уровнем знаний о мире примерно 5 класса не рядовой московской школы, генерировал порядка 1000 песо годовой прибыли, или, по весу серебра, 2 млн. руб. в год в ценах 2023 г..

Екатерина II отказалась признавать указ римского папы о запрете иезуитского ордена и разрешила иезуитам образовательную деятельность в России. Подготовленные ими кадры офицеров и чиновников произвели революцию в сфере государственного управления. Стандарты обучения оказались настолько высоки, что своих отпрысков на обучение иезуитам стали отдавать представители самых родовитых аристократических семейств. Первый пансион аббата Николя был открыт на набережной реки Фонтанки, недалеко от Обуховского моста, и первоначально насчитывал всего 6 воспитанников. Вскоре там училось уже более 30 человек. Причем все они были из числа высшей аристократии, поскольку стоимость обучения составляла от 1500 до 2000 руб. в год – гигантская сумма по тому времени, больше чем генеральское жалование. Здесь воспитывались Орловы, Волконские, Голицыны, Гагарины, будущий шеф жандармов Александр Бенкендорф и будущий декабрист Василий Давыдов. У родителей Александра Пушкина не было денег на оплату его обучения в этом заведении, а то бы и он был там. В войне 1812 года подготовленные по лучшим методикам кадры высших руководителей все же выиграли у выпускников парижской Политехнической школы.

Закончилось все печально и предсказуемо – конкуренция за ресурсы привела к тому, что к 1820 году иезуиты были изгнаны из России. Образование стало более прикладным, и не похожим ни на «рыцарскую академию» времен Анны Иоанновны, ни на колледж иезуитов времен Екатерины II, а скорее напоминало техникум с псевдомилитаристским уклоном. Итогом подобного подхода к подготовке кадров стали результаты Крымской войны.

В современной России факультативный курс для школьников младших классов «Рыцарская академия» появился совсем недавно – в июне 2022 года. Спрос на высокие стандарты образования породил предложения частных школ, которые, стремясь взять все лучшее из истории, решили все же использовать опыт своих предшественников, решив начать как минимум с названия.

Возвращаясь к вопросу об обучении руководителей компаний, мы создали цикл статей «Лонжюмо», собравших лучшие исторические практики управления, преимущественно металлургическими компаниями. Имеющиеся у нас наборы кейсов(как исторических, так и современной России/СНГ/Турции/Ирана/Канады/США/Мексики/ЕС) и понимание реальной практики управления постсоветскими активами в металлургии, переработке лома, машиностроении, военном снабжении служит делу совершенствования квалификации руководителей клиентов Корпорации Исток.

Loading

0