«Металлоломная война» Елизаветы II

8 сентября в возрасте 96 лет скончалась королева Великобритании Елизавета II. Она стала самым долго правящим монархом в Великобритании и мире. В нашем историческом обзоре отметим ту часть ее правления, которая связана с металлоломом.

Как ни странно, металлолом порой является поводом для военных действий. Например, эмбарго США на поставку в Японию нефти и металлолома стало одним из факторов, побудившим японцев атаковать Перл-Харбор. Имел место быть и «металлоломный» повод для войны за Фолклендские (Мальвинские) острова.

В 1979 году аргентинский бизнесмен Константино Давидофф (подобные фамилии вообще часто встречаются в международной торговле ломом: финн Кушаков и американец Лазарь Майер тому пример) заключил контракт на покупку 30 тысяч тонн металлолома за 115 тысяч фунтов (на тот момент он заработал семь миллионов фунтов) на трех станциях, или логистических базах для китобойных судов. Несмотря на взаимовыгодные условия сделки, переговоры затянулись на два года: не обошлось без вмешательства политических и бюрократических мотивов. Любая активность аргентинцев на спорных территориях воспринималась Лондоном как вызов национальным интересам. Договор предусматривал очистку от лома китобойной станции в Лите, на Южной Георгии, каковую Давидофф лично осматривал накануне в декабре. Заброшенная еще в 1965 г. станция представляла собой отравляющее душу зрелище: среди глетчеров и этаких горных альпийских вершин, более уместных при упоминании об Антарктике, чем о Фолклендских островах, скопилось множество всяких ангаров, старых барж и тому подобного металлолома. В конце концов, здравый смысл победил, и осенью 1981 г. контракт подписали, металлолом был продан за 115 тысяч фунтов. Давидофф подсчитал, что его задачи по демонтажу можно завершить в 1984 году, если конечно найти подходящее судно для транспортировки рабочих и техники.

Для этой цели в 1980 году была зарегистрирована фирма «Ислас Хеорхиас дель Сур СА». Почти два года ушло на утрясание формальностей, поиск финансирования и водного транспорта. Последнее оказалось особенно проблематичным. Дело в том, что для плавания в этих широтах необходимы специальные суда ледового класса. Первоначально аргентинец рассчитывал воспользоваться британским судном ледовой разведки «Эндьюренс» или каким-нибудь из судов Британской антарктической службы, но те фрахтов не брали. На помощь «неожиданно» пришел родной военно-морской флот. В конце ноября 1981 года состоялась деловая встреча Давидоффа с двумя офицерами ВМФ, капитанами 1 ранга Адольфо Палау и Сесаром Тромбеттой, и двумя чиновниками МИДа, в ходе которой «добрые самаритяне» в погонах предложили ему безвозмездное использование судна антарктической морской группы, а мидовцы пообещали беспошлинный ввоз металлолома в Аргентину, подразумевая Южную Георгию тоже аргентинской территорией. Во второй половине декабря 1981 года предприниматель вместе с шестью сотрудниками его фирмы совершил путешествие на Южную Георгию на борту ледокола ВМФ Аргентины «Альмиранте Ирисар» (командир – капитан 2 ранга О. Х. Баркин) с целью проведения инвентаризации и оценки объема предстоящих работ. Причем совершил его нелегально, «Альмиранте Ирисар» в ходе плавания соблюдал радиомолчание, что, однако, не осталось незамеченным с британской стороны. Согласно существовавшим на то время договоренностям о посещении гражданами Аргентины спорных территорий, Давидофф был обязан перед высадкой зарегистрироваться у начальника Британской Антарктической Службы (БАС) в Грютвикене. К сожалению, он этого не сделал.

С тех пор Давидофф неизменно утверждал, будто его решение поехать на Южную Георгию в тот момент обосновывалось исключительно коммерческими соображениями. Он решительно отрицал какую бы то ни было причастность к его мотивам ВМС Аргентины. Однако, как считается, в январе он имел встречу в штаб-квартире ВМС, где руководство последних заверило Давидоффа в готовности оказать «поддержку» на случай, если тот вздумает приступить к выполнению контракта и вернется на Южную Георгию. Чартерным судном для него выступал принадлежавший аргентинским ВМС транспорт «Байя Буэн Сусесо», и с момента его выхода в плавание военно-морское начальство, безусловно, находилось в положении, позволявшем ему влиять на события. Британское посольство дало согласие на экспедицию и лишь только поставило Давидоффа в известность относительно необходимости получения им для себя и сотрудников формального разрешения со стороны Британской антарктической службы наблюдения (БАС), чья станция находилась в двадцати милях (35 км) далее вниз по берегу, в Грютвикене. По каким-то причинам — из-за лени, бравады или инструкций офицера военно-морских сил — партия из сорока рабочих не последовала рекомендации.

18 марта 1982 г. аргентинцы сошли на берег и принялись разгружать привезенное с собой оборудование. В поселке Лейт был разбит временный лагерь, над которым они подняли флаг своей страны. Утром 19 марта присутствие на острове посторонних заметили члены экспедиции БАС (Британской антарктической службы). В этот же день британский посол обратился к правительству Аргентины, заявив протест по поводу незаконной, по мнению Лондона, высадки в Лейте военных и гражданских лиц. Он охарактеризовал случившееся как серьезный инцидент с непредсказуемыми последствиями и потребовал немедленного удаления аргентинцев с острова, в противном случае пообещал, что его правительство примет адекватные меры.

Позиция британских властей вызвала удивление внешнеполитического ведомства Аргентины. МИД в своем ответе уведомил посла, что на Южной Георгии нет аргентинских военных, а присутствие в Лейте гражданского персонала носит исключительно коммерческий характер, заранее оговоренный в соответствующих инстанциях. 20 марта 1982 г. администрация БАС потребовала от Давидоффа убрать аргентинский флаг, свернуть лагерь и вернуться на корабль, где ожидать дальнейших указаний. Скандал начал бурно обсуждаться в средствах массовой информации, тон выступлений с обеих сторон принял ярко выраженный националистический характер. Эскалация вокруг поднявших аргентинский флаг переработчиков металлолома в конечном итоге и привела к вооруженному конфликту.

Монархия, как институт управления государством, вызывает разные отклики и мнения. В данном случае британский опыт говорит об использовании монархии именно в качестве символа сплочения и солидарности общества, живущего в условиях рыночной экономики, перед лицом военных и экономических трудностей.

Супруг Елизаветы II принц Филипп всю Вторую мировую войну прослужил в британском флоте, пройдя путь от мичмана до старшего лейтенанта, участвовал в битве на Крите, сражении при Матапан, высадке союзников на Сицилии, присутствовал при акте капитуляции Японии.

Сама королева Елизавета тоже служила в силах Территориальной обороны Великобритании(Auxiliary Territorial Service) во второй мировой войне.

Их сын, принц Эндрю, в возрасте 22 лет участвовал в Фолклендской войне в качестве пилота вертолета Sea King, совершил 113 боевых вылетов к маю 1982 года.

Чтобы не подвергать жизнь Эндрю опасности, правительство исключило принца из участников военной операции, но королева настояла на возвращении сына на авианосец. «Инвинсибл»

Личное участие членов королевской семьи в боевых действиях является своеобразным символом единения британского общества, не смотря на то, что британская армия является наемной, и в ней служит некоторое количество не-британцев по происхождению.

Как это работает: британские морпехи из 40-го батальона повесили плакат с изображением помолвки принца Чарльза и принцессы Дианы. Его брат, принц Эндрю, прикрывал их переход по морю и высадку на Фолклендах с вертолета.

Нынешний правящий монарх Великобритании Карл III не проявил себя на полях сражений, но воспитанный им сын, известный как «принц Гарри», воевал в Афганистане 2 раза: первый раз в сухопутных силах как авианаводчик, после чего вернулся в Англию и обучался на пилота вертолета. Второй раз он уже воевал в Афганистане как второй пилот вертолета Apache.

Последним советским лидером, чей сын участвовал в бою, был Никита Сергеевич Хрущев. Для сравнения, брат последнего советского генсека был военным, но о его желании попасть в Афганистан ничего не известно, а вот о службе в центральном аппарате МО СССР открытые источники сообщают вполне определенно.

Британский монарх является, помимо прочего, еще и герцогом Ланкаширским. Герцогство Ланкаширское представляет собой конгломерат сельскохозяйственных земель, береговой полосы, известняковых и песчаных карьеров и иной недвижимости, по большей части в графстве Ланкашир, но не только.

В случае герцогства Ланкаширского «металлоломная война» идет с нелегальными сборщиками цветмета и чермета. В роли «шерифа Ноттингема» выступает Агентства по охране окружающей среды (Environment Agency).

Подобные объявления, посвященные борьбе с нелегальными металлоломщиками, есть на сайтах ломопереработчиков Ланкашира.

Экспертный совет при агентстве окружающей среды Ланкашира выявил 30 сайтов, не имеющих соответствующих лицензий, с помощью отчетов совета, сообщений общественности и даже «Желтых страниц».

В течение следующего месяца он планирует нацелиться на все нелицензионные сайты и напомнить им, что они совершают преступление.

Loading

0