Десантные корабли «Эльпидифор» — «несущие надежду» Победы!

Традиционно ко Дню Победы мы публикуем историческую статью на тему, связанную с управлением предприятиями, военным снабжением и реальной мотивацией управленческих кадров.

Военные действия на Черном море исторически были одними из самых успешных, как для русского императорского флота, так и для флота СССР. Достаточно часто Черноморскому флоту удавались морские десантные операции – начиная в современной части истории от высадки десанта на Корфу адмиралом Ушаковым.

Сегодня мы расскажем о черноморском типе морского десантного корабля, который получил высокую оценку и адмирала Колчака, и Леонида Брежнева. Эти суда воевали в Первую мировую, Гражданскую и Вторую мировую войну, отметились и в истории металлоломной отрасли страны. Создание совершенного по тем временам корабля было бы невозможно без ростовской казачки и дворянки Раисы Нефедовны Александриной и ее супруга Эльпидифора Трофимовича Парамонова.

В Первую мировую войну Черноморский флот России высаживал десанты по всему турецкому побережью: в Ризе, в Трапезунде и готовился к Босфорской десантной операции. В Великую Отечественную Войну одной из самых знаменитых десантных операций стала высадка десанта в Новороссийске, известная как бой на Малой Земле. Десантный отряд под командованием майора Цезаря Куникова высадился в районе Новороссийска у поселка Станичка и занял относительно большой плацдарм. Тем не менее, 4—5 февраля 1943 года судьба отряда Куникова висела на волоске. В ночь на 5 февраля он получил лишь 200 человек пополнения из состава 31-го парашютно-десантного полка — высадить больше помешала штормовая погода. Срочно требовалось пополнение людьми, снабжение продовольствием боеприпасами и водой и уже через день после десантирования Куникова, 5 февраля, в район Станички вышел отряд кораблей снабжения, состоящий из канонерских лодок «Красный Аджаристан» и «Красная Грузия» и девяти морских охотников типа МО-4. Своевременно доставленное подкрепление позволило десантникам удержаться, развить успех, и впоследствии принять участие в освобождении Новороссийска.

Эльпидифор № 417 (Красная Грузия)

Упомянутые канонерские лодки серией до 30 судов были построены еще до революции в Николаеве на заводах «Наваль» и «Руссуд» и относились к классу «Эльпидифор». Это были первые в мире специализированные корабли для высадки десанта, способные доставить и высадить до 1000 вооружённых десантников на необорудованное побережье. Пройдя «боевое крещение» в десантной операции в Ризе и Трапезунде против Османском империи суда готовились к Босфорской десантной операции. События 1917 года не позволили воплотить в жизнь подготовленный еще Екатериной II слоган «Константинополь наш!», и готовая к тому времени серия десантных судов превратилась в сухогрузы, нефтеналивные суда, и канонерские лодки. В Гражданскую войну Эльпидифор № 415 вел бой с французскими эсминцами и ввиду численного превосходства противника был вынужден выброситься на берег. Документально отраженная передача судна Комгосфонду для разборки на металлолом стала одним из первых документов советской металлоломной отрасли.

Проект одного из первых в мире специализированных десантных кораблей разработан на основе чертежей многоцелевого сухогруза «Эльпидифор», использовавшейся во время первой мировой войны на Черном море в качестве тральщика, минного заградителя, транспорта и корабля артиллерийской поддержки. Почему разработанный ростовским купцом тип судна оказался столь успешен в торговле и на войне?

Началась эта история еще в XIX веке. В станице Верхне-Чирской в семье казака Трофима Ивановича Парамонова (1805–1880) младшим сыном был Элпидифор Трофимович. В русском языке древнегреческое имя «Елпидифор» (переводится как «несущий надежду») считалось благозвучным и впоследствии трансформировалось в Эльпидифор.

Родился Елпидифор Трофимович Парамонов в Области войска Донского, в ст. Нижнее-Чирской, в старообрядческой семье донского торгового казака, члена Общества донских торговых казаков с 1829 г.. Трофим Парамонов торговал всем понемногу, но основную прибыль приносила торговля хлебом. Окончив лишь первый класс церковно-приходской школы, Елпидифор с малолетства вместе с братом Иваном помогал отцу. Значительную долю семейного капитала в 12000 рублей отец передал Ивану, как старшему брату. Елпидифору, как младшему, отошло всего лишь 2000 рублей, хотя по тем временам это были тоже немалые деньги. Парамонов получил в наследство от отца небольшую лавчонку с галантерейным товаром, он стал попутно заниматься торговлей лесом, в 1860 г. принял купеческую присягу, в 1863 г. вступил в Общество торговых казаков с объявленным капиталом в 2000 рублей, полученным по наследству.

Расширению дела младшего Парамонова возможно помогла удачная женитьба — Елпидифор при невеликом своем положении по богатству и по статусу обычного казака сумел взять в жены дочь атамана дворянку Раису Нефёдовну!

Она родилась 4 июня 1850 года и была третьим ребёнком в семье. Проживала семья Александриных в той же станице Верхне-Чирской, имея родовое и «благоприобретённое» имущество – два дома, два сада, мельницу. Отец Раисы, Нефёд Фёдорович, начал службу казаком с 1 января 1828 года, участвовал в русско-турецкой войне 1828–1829 гг. (награждён серебряной медалью) и Польской кампании 1831 года (получил польский знак отличия за военное достоинство); избирался атаманом станицы Верхне-Чирской (1843–1848). «По заслугам войскового старшины Александрина Мефодия Фёдоровича причислены к дворянству, определением от 9 января 1859 г. дети: Алексей, Фёдор, Анна, Раиса. Рапорт за № 67 от 29 января 1859 г. Указ за № 6352 от 7 июля 1859 г.». Так семья Александриных из станицы Верхне-Чирской, благодаря заслугам Нефёда Фёдоровича, с 1859 года была признана в дворянском достоинстве, и Елпидифор Трофимович Парамонов брал в жёны дворянку Раису Нефёдовну Александрину.

В период с 1875 года были изданы законы, ограничивающие число казаков, которым разрешалось заниматься торговой деятельностью, но к мужу дворянки и зятю станичного атамана эти ограничения не относились.

Дела Елпидифора «пошли в гору»: его семья переезжает в Ростов-на-Дону 1881 г. Скопив на торговле зерном значительный капитал, Парамонов покупает за 150 тыс. рублей пароход и шесть деревянных барж, «чтобы возить свое зерно на своих пароходах», в том числе и заграничным заказчикам. Для снабжения флотилии углем и снижения себестоимости перевозок покупает насколько небольших шахт у вдовы И.С. Панченко в восточной части Донецкого угольного бассейна.

Высокие железнодорожные тарифы заставили Парамонова задуматься о новом типе судна – которое может плавать по морю и по реке, приставать на мелководный необорудованный берег и забирать зерно и пассажиров с любого места! Разработанные ростовским купцом суда проекта «Эльпидифор», названного по имени построенного в Германии первого судна, обладали тоннажем от 500 до 1200 т, с грузоподъемностью до 1000-1300 т. Машины были в кормовой части судна, вся же передняя часть, приблизительно на две трети длины, была занята вместительными трюмами. Вследствие этого судно без груза сидело носом менее метра, осадка кормы 1,5 — 2,4 м. Эта особенность, т. е. малая осадка носа, наделяла «Эльпидифоры» неоценимым качеством и для мирного и для военного времени — работать без пристаней, прямо подходя к берегу, почти выскакивая на него. Как только судно притыкалось к берегу, с носа спускались сходни, по которым сходил десант или подавался груз.

Елпидифор Трофимович умер в 1909 году и не дожил до военного применения разработанного им корабля. Его жена Раиса Мефодьевна умерла рано, и после ее смерти один из крупнейших предпринимателей Ростова на Дону так и не женился. В 1919 году его сыновья эмигрировали в Турцию и потом переехали в Германию. Разработанный ростовским зерноторговцем тип десантных судов «Эльпидифор» прославил себя в Первую мировую войну участием в Трапезундской десантной операции, и в Великую Отечественную, доставив подкрепление десантникам Цезаря Куникова. Победа в войне не в последнюю очередь основана на экономическом успехе, в гармоничном сочетании инженерных решений, развития кадров и конечно же, используя «неучтенный фактор». «Несущие надежду» морские торговые и десантные суда послужили тому тому наглядным примером.

Loading

0