Как НЛМК может повлиять на ценообразование в регионах?
Одной из значимых для рынка тенденций последних 5 лет было существенное (более чем на 2,5 млн. тонн в год) сокращение потребления лома интегрированными металлургическими заводами.
Одним из «последних могикан», сохраняющих закуп лома, является НЛМК (Липецк).
Как изменились поставки лома после продажи заводов по производству сортового проката?
По результатам I квартала мы выделили несколько регионов, из которых идет интенсивная отгрузка черного лома на НЛМК.
Таблица 1. Региональное распределение закупок лома НЛМК в 1 кв. 2024 г.(кроме автотранспорта)
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ | 50,98% |
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ | 9,21% |
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 6,05% |
ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 5,91% |
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ | 5,56% |
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ | 3,67% |
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ | 3,47% |
Прочие | 15,15% |
Судя по карте, поставка лома идет по сугубо географическому принципу с позиции экономии расходов на логистике, основные регионы поставщики как бы окружают завод. Эти регионы не самые неконкурентные: в Брянской области есть конкуренция с БМЗ и Брянским машиностроительным заводом (представлен ООО «Гармет»), в Московской области конкуренция опять же с БМЗ и с традиционными покупателями лома из центра. По отгрузке из Тольятти любовь к «белым пакетам АВТОВАЗ» определенно не проходит годами.
Попробуем экстраполировать данные квартала на 2024 год.
Примечание: данные по 2024 году на графике являются экстраполяцией, это не официальные данные компании, но сугубо авторская гипотеза
По факту получается интересная ситуация – все, что западнее Липецка, пересекается с БМЗ и в цене учитывает конкуренцию с этим заводом. Как только на рынок выйдет Тулачермет-сталь (из стоп) и, особенно, вырастет план по Промсорт-Калуга, зона интереса предприятия может сместиться на восток.