Перспективы ограничения экспорта: Украина подняла пошлины до уровня 30 евро, когда настанет очередь России?

Рост стоимости полуфабрикатов и чугуна на мировом рынке заставил украинских металлургов обратить внимание на рынок лома.

Например, ММК им. Ильича  вынужден использовать дополнительный чугун, который могли бы экспортировать на рынок США и получать дополнительную маржу, чтобы потом платить налоги. По словам представителя завода, перерасход чугуна при производстве стали приводит к росту себестоимости стали в среднем на $2-3/т, плюс комбинат испытывает нехватку в чугуне.

Замена подорожавшего чугуна на лом позволит увеличить валовую выручку, в то же время подорожание лома на мировых рынках вызывает локальный дефицит на отечественных заводах. Вопрос даже не сколько в росте стоимости лома как такового, а в завышенных ожиданиях ломосдатчиков, не готовых отгружать по текущим ценам. Такая ситуация приводит к дисбалансу отечественного рынка, падению объемов ломосбора, снижению рентабельности как металлургических заводов, так и трейдеров по лому. Конкуренция при растущих экспортных ценах ведет к росту рисков, а вот маржа наоборот падает.

Для защиты интересов отрасли в прошлом году Правительство России приняло Постановление №539 от 3 июня 2015 года. Поставки лома производятся в первую очередь в Турцию, в результате чего работающие на относительно недорогом российском ломе турецкие заводы получают необоснованное преимущество. С учетом ввода пошлин на импорт листового проката из России в прошлом году целесообразность существующего сейчас свободного экспорта лома в Турцию может быть поставлена под сомнение.

Рассмотрим аналитический отчет R1-COMPLEX за 2015 и 2016 год для понимания процессов, происходящих сейчас в портах и на металлургических заводах.

Итак, порт Ростова на Дону, 2016 год

Таблица 1. Поставка лома черных металлов в порт Ростова на Дону в 2016 году жд транспортом, тонн

Федеральный округ (Все)
Регион отгрузки (Все)
Год (Все)
Вид перевозки (Все)
Завод (Все)
Порт ПОРТ РОСТОВ НА ДОНУ
Вид лома (Все)
  1 кв. 2 кв.    
    Апрель   Апрель Итог
    1 — 10 апреля 11 — 20 апреля  
Akron Metal Group 9695 1939 2988 4927
Независимые ломопереработчики 6286 1580 2763 4343
Группа ЧТПЗ (ООО Мета)     1219 1219
Общий итог 15981 3519 6970 10489

 

Таблица 2. Поставка лома черных металлов в порт Ростова на Дону в 2015 году жд транспортом, тонн

Федеральный округ (Все)
Регион отгрузки (Все)
Год 2015
Вид перевозки (Все)
Завод (Все)
Порт ПОРТ РОСТОВ НА ДОНУ
Вид лома (Все)
  1 кв. 2 кв.  
    Апрель Апрель Итог
    11 — 20 апреля  
Общий итог 11193 60 60

Судя по статистике 2016 года, железная дорога стала пользоваться большей популярностью – за апрель 2016 г. в порт Ростова на Дону привезли больше лома, чем за весь 1 кв. 2015 года. Каковы причины любви к ЖД транспорту?

  1. Рост цен в порту позволил окупить расходы на ЖД транспорт
  2. Система Платон существенно понизила привлекательность автодоставки
  3. Главная причина – это эксклюзивные цены отдельным поставщикам! Мы понимаем, что сутки простоя корабля в порту стоят приличных денег, и несколько переплатив за крупную партию лома, выигрываешь в минимизации затрат на простой, и не создаешь ненужной конкуренции в «домашнем» регионе.
    4. Ломоперерабатывающая компания «Акрон» (№9 среди поставщиков внутреннего рынка 2015 года и №7 в ТОП-10 экспортеров лома по рейтингу Ruslom.Biz) использует поставки со своих площадок, выигрывая на п.1-3 одновременно.

Рост цен на металлолом на Юге России никак не способствует притоку сырья на заводы, выполняющие важный государственный заказ на поставку металла на строительство Крымского моста, и могут потенциально привести к перерасходу средств федерального бюджета на эти нужды.

Рассмотрим теперь ситуацию на балтийском направлении.

Таблица 3. Поставка лома черных металлов в порт Санкт-Петербурга в 2016 году жд транспортом, тонн

Федеральный округ (Все)
Регион отгрузки (Все)
Год 2016
Вид перевозки (Все)
Завод (Все)
Порт ПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Вид лома (Все)
  1 кв. 2 кв.    
    Апрель   Апрель Итог
    1 — 10 апреля 11 — 20 апреля  
Независимые ломопереработчики 31278 8681 17267 25948
Общий итог 43429 9609 19619 29228

 

Таблица 4. Поставка лома черных металлов в порт Санкт-Петербурга в 2015 году жд транспортом, тонн

Федеральный округ (Все)
Регион отгрузки (Все)
Год 2015
Вид перевозки (Все)
Завод (Все)
Порт ПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Вид лома (Все)
  1 кв. 2 кв.
    Апрель
     
Независимые ломопереработчики 90131 5287
ТМК 4195 285
Вторчермет НЛМК 2968 944
ТД РЖД 3768 98
Профит 2062 66
Группа ЧТПЗ (ООО Мета) 1201 203
ЕВРАЗ 757  
УГМК 383 66
РЭМЗ/ФЭСТ 316 130
Общий итог 105781 7079

По Санкт-Петербургу мы видим как раз обратную картину – перевозки жд транспортом в порт существенно упали. Означает ли это отсутствие дефицита лома для отечественных производителей?

Рассмотрим поставки на Северсталь за тот же период времени.

Таблица 5. Поставки лома черных металлов на Северсталь по железной дороге в 2016 году, тонн

Федеральный округ (Все)
Регион отгрузки (Все)
Год 2016
Вид перевозки (Все)
Завод СЕВЕРСТАЛЬ
Порт (Все)
Вид лома (Все)
  1 кв. 2 кв.  
    Апрель  
    1 — 10 апреля 11 — 20 апреля
Независимые ломопереработчики 62214 9082 17965
Северсталь-Вторчермет 33585 2482 2529
ТД РЖД 24089 216 1440
ОМК 5886 876 344
Металлоинвест 97   48
Общий итог 125871 12656 22326

 

Таблица 6. Поставки лома черных металлов на Северсталь по железной дороге в 2016 году, тонн

Федеральный округ (Все)
Регион отгрузки (Все)
Год 2015
Вид перевозки (Все)
Завод СЕВЕРСТАЛЬ
Порт (Все)
Вид лома (Все)
  1 кв. 2 кв.
    Апрель
     
Независимые ломопереработчики 91832 63984
Северсталь-Вторчермет 51630 21564
ТД РЖД 7865 3870
ОМК 3860 929
ЕВРАЗ 3457  
Профит 423 640
Металлоинвест 412 194
Общий итог 159479 91181

 

Мы видим, что в 2016 году произошло существенно снижение поставок лома на Северсталь – примерно на 90 тыс. тонн. Куда же делся этот лом?

Он весь ушел на экспорт – цена росла со 176 до 290 долл. США и при таком росте цен отечественные металлурги просто не успевали менять цены и согласовывать новые бюджеты.

Такая ситуация требует действенных мер со стороны государственных органов. С учетом падения рентабельности продаж листового проката на экспорт из-за ввода пошлин в Турции ограничение экспорта лома окажет существенное влияние на стабилизацию ситуации в металлургической отрасли России. Как показывает пример Украины, повысившей экспортную пошлину на лом до уровня 30 евро на тонну, членство в ВТО и стремление войти в ведущие мировые экономические союзы нисколько не противоречит вводу защитных мер на то время, на какое они необходимы.

На конференции «Уральский рынок лома и промышленных отходов — 2016» 2-3 июня  в Екатеринбурге  представители металлургической отрасли и ломоперерабатывающие компании обсудят необходимость применения защитных мер и обращение к государственным органам с резолюцией о реализации таковых.

Loading

0