На чем могут быть основаны планы экспансии трейдера в Сибирь и на Дальний Восток?

По рынку ходят слухи, что предположительно известный размахом своих планов трейдер из Тольятти таки присматривается к открытию площадок в Сибири и даже на Дальнем Востоке. На чем может быть основана уверенность в успехе этой стратегии?

Рассмотрим состояние отгрузки лома из Сибирского ФО за 5 лет

Таблица 1. Отгрузка лома из регионов Сибирского ФО

Названия строк 2019 2020 2021 2022 2023
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ 560 468 529 420 426
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ 544 465 514 410 441
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ 480 458 555 395 388
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ 417 294 510 381 336
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 464 431 418 297 312
ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 309 320 343 266 286
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 227 186 212 173 164
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ 207 179 104 122 113
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ 176 149 177 111 108
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 119 102 123 86 96
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ 13 15 12 0 0
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 2 1 3 2 1
Общий итог 3 518 3 069 3 500 2 663 2 670

Данные в тыс. тонн

Таблица 2. Доли регионов отгрузки Сибирского ФО

Названия строк 2019 2020 2021 2022 2023
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ 15,91% 15,27% 15,10% 15,76% 15,97%
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ 15,47% 15,16% 14,67% 15,38% 16,50%
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ 13,65% 14,91% 15,86% 14,84% 14,52%
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ 11,85% 9,58% 14,57% 14,30% 12,58%
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 13,20% 14,03% 11,94% 11,17% 11,67%
ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 8,79% 10,44% 9,80% 9,99% 10,70%
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 6,45% 6,06% 6,07% 6,49% 6,15%
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ 5,88% 5,84% 2,98% 4,58% 4,22%
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ 5,01% 4,85% 5,06% 4,15% 4,04%
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 3,38% 3,32% 3,51% 3,24% 3,60%
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ 0,36% 0,50% 0,36% 0,00% 0,00%
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 0,05% 0,04% 0,08% 0,09% 0,05%
Общий итог 100,00% 100,00% 100,00% 100,00% 100,00%

Одной из главных предпосылок потенциальной перспективности региона является снижение отгрузки лома примерно на миллион тонн с 2021 года и далее стабилизация в 2022-2023 году примерно на 2,6 млн. тонн без учета автопоставки.

Иными словами, при усилении стимулов к заготовке лома Сибирь предположительно Сибирь может дать еще миллион тонн к сегодняшнему уровню.

Заметно падение отгрузки примерно на 100 тыс. тонн в год в Иркутской области, Красноярском крае, Новосибирской области, сравнивая с 2019 годом.

Для понимания вопроса, куда это все будет грузится, посмотрим восточнее, на регионы ДФО.

Таблица 3. Отгрузка лома из регионов Дальневосточного ФО

Названия строк 2019 2020 2021 2022 2023
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ 190 156 168 141 102
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ 114 100 91 78 55
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ 39 34 86 98 93
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) 72 54 66 37 55
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ 28 16 12 15 14
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 6 5 17 7 3
Общий итог 449 366 440 377 321

Данные в тыс. тонн

Таблица 4. Доли регионов отгрузки Дальневосточного ФО

Названия строк 2019 2020 2021 2022 2023
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ 42,31% 42,59% 38,13% 37,44% 31,81%
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ 25,38% 27,46% 20,57% 20,80% 17,05%
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ 8,64% 9,25% 19,48% 25,98% 28,87%
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) 16,02% 14,77% 15,04% 9,85% 16,99%
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ 6,22% 4,47% 2,81% 3,94% 4,43%
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 1,44% 1,46% 3,97% 1,98% 0,85%
Общий итог 100,00% 100,00% 100,00% 100,00% 100,00%

По цифрам отгрузки также заметно падение, но общий объем можно сравнить с одной лишь Иркутской областью. Также на Дальнем востоке пока что один практически монопольный потребитель, у которого пока что все оптимально с загрузкой ломом.

Так и куда развиваться дальше?

А вот теперь обратим внимание на рентабельность экспорта из портов Дальнего Востока. По материалам стрима на канале ИНФОЛОМ январские цены в Южной Корее были 385, уточнение стоимости доставки дает цифру всего лишь в 15 долл. США, 5% пошлина (в рамках квот) составит от цен CFR примерно 20 долларов. При анонсированной закупочной цене в портах ДВ в 172 доллара и условной оценке перегруза в 20 долларов США маржинальная прибыль составит 158 долларов США на тонну! Надо понимать, что есть еще и стоимость доставки до порта, и если взять даже цену 300 долл. США со всеми транспортными издержками и перегрузом, маржа будет равна 50 долларам на тонну, что почти в 2 раза выше внутреннего рынка!

Несложный расчет показывает потенциальную выгоду вложений в лоббирование расширения квот, но не абы кому, а именно что бенефициарам определенного трейдера.

Возникают вопросы – зачем это нужно:

  • Амурстали? Такое развитие событий предположительно разгонит цены на лом, дополнительный миллион сибирского лома обойдется, по опыту прошлых лет, минимум +1000 к цене.
  • Существующим экспортерам в портах ДВ? Они, конечно, потеряли в объемах, но выиграли в марже. Новый конкурент оную маржу понизит, да и за чей счет будут те квоты – тоже вопрос.
  • ЕВРАЗу? См. комментарий выше по стоимости прироста сбора лома.
  • Другим заводам внутреннего рынка? Сейчас эпизодические перевозки на внутренний рынок с Сибири и отчасти Якутии имеют место быть потому, что стоимость тарифа компенсируется относительно низкой ценой лома на месте. Как только этот фактор уйдет, качественный сибирский лом будет стоить дороже.

Иными словами, вопрос о квотировании может напрямую коснуться интересов металлургических заводов и, возможно, даже при незначительном росте квот существенно повлиять на цену.

Loading

0