Перспективы ограничений экспорта лома черных металлов в Великобритании

Между британскими предприятиями по переработке металлов и предприятиями черной металлургии разгорелся спор по поводу предлагаемых ограничений на экспорт стального лома, при этом переработчики выступают за продолжение международной торговли, в то время как сталелитейные компании хотят, чтобы больше лома чермета оставалось внутри страны, в связи с чем озвучивают планы по ограничению экспорта лома.

В отечественной практике группа интересов «Т», которая де-факто становится одним из главным выгодоприобретателей экспорта лома, сразу идет к своим бенефициарам, которые .. скажем так, знают как «порешать вопрос». Британские экспортеры лома действуют по другому – они проспонсировали серьезное университетское исследование.

Его выводы такие:

Новое исследование, проведенное Университетом Шеффилда Халлама по заказу Британской ассоциации по переработке металлов (BMRA), предупредило, что ограничение экспорта стали может иметь разрушительные экономические последствия. Эти выводы были сделаны в связи с тем, что правительство рассматривает возможные ограничения на экспорт, особенно в страны, не входящие в ОЭСР, в рамках своего стремления к производству низкоуглеродистой стали на основе технологии электродуговых печей (ЭДП).

Согласно отчету, запрет на экспорт в страны, не входящие в ОЭСР, приведет к потере валовой добавленной стоимости (ВДС) почти на 5 миллиардов фунтов стерлингов. Более 20 000 прямых и косвенных рабочих мест в секторе переработки металлов могут оказаться под угрозой. Кроме того, ориентация на Турцию, которая является крупнейшим в Великобритании поставщиком переработанных металлов, только в Великобритании приведет к потере 2 миллиардов фунтов стерлингов ВВП и потере более 6800 рабочих мест.


Примечание: и британцы и «подпевалы» группы интересов «Т» выдают один и тот же нарратив – якобы потери рабочих мест и предположительные потери ВВП. Но – у британцев изложено на научной основе и подтверждено серьезным исследованием. В отечественном варианте, предположительно, чистый пиар и «эконом-вариант» — никаким исследователям серьезные деньги на уровне британцев «подпевалы» группы интересов «Т» не планировали предложить от слова «совсем».


В британском отчете подчеркивается, что ломовой фонд в Великобритании более чем достаточен для удовлетворения внутренних потребностей. Даже если к 2050 году все британские заводы перейдут на 100-процентную технологию ЭДП с использованием лома, потребуется лишь две трети годового объема ломосбора. Оставшуюся треть все равно придется экспортировать для поддержания рыночного баланса.

Аргументы в поддержку экспорта металлолома согласно исследованию изложены так:

Экспорт является основой британской индустрии переработки металлов, в которой непосредственно занято более 15 000 человек, которая ежегодно генерирует 9 миллиардов фунтов стерлингов ВВП и конкурирует на мировом рынке, где спрос на переработанную сталь резко растет.

В исследовании подчеркивается, что ограничение экспорта нарушит этот баланс, ослабит конкурентоспособность и подорвет роль отрасли в глобальном переходе на переработанную низкоуглеродистую сталь.

Сектор переработки металлов является важной основой экономики замкнутого цикла и поддерживает цели Великобритании по декарбонизации. Ограничение экспорта не только снизит объемы производства, но и ослабит позиции Великобритании на мировом рынке вторичной стали, который, по прогнозам, значительно расширится в ближайшие десятилетия.

В конечном счете, в отчете подчеркивается необходимость продолжения и углубления диалога между правительством, предприятиями по переработке металла и производителями стали для разработки политики, отвечающей потребностям всех сторон.

Теперь попробуем изучить, что же Великобритания экспортирует в Турцию. Исследование на сей раз проводит не британский университет, а ИНФОЛОМ.

  • 27.08.2025 Великобритания — Турция 338 CFR Измир за 15000 HMS 1&2 80:20, 358 за 2500 ШРОТ, 358 за 2500 Бонусный лом
  • 22.08.2025 Великобритания — Турция 338 CFR Искендерун за 30000 HMS 1&2 80:20,
  • 14.08.2025 Великобритания — Турция 339 CFR Искендерун за 20000 HMS 1&2 80:20, 339 за 5000 ШРОТ, 339 за 5000 Бонусный лом
  • 07.07.2025 Великобритания — Турция 342 CFR Мармара за 20000 HMS 1&2 80:20,
  • 01.07.2025 Великобритания — Турция 335 CFR Мармара за 15000 HMS 1&2 80:20, 355 за 5000 ШРОТ,

Для сравнения посмотрим, какой лом экспортирует в Турцию как бы «Прибалтика»/из портов Балтийского моря, по факту это во многом российский лом.

  • 28.08.2025 Прибалтика — Турция 337 CFR Искендерун за 30000 HMS 1&2 80:20
  • 28.08.2025 Прибалтика — Турция 338 CFR Измир за 30000 HMS 1&2 80:20
  • 08.08.2025 Прибалтика — Турция 342 CFR Измир за 30000 HMS 1&2 80:20, 342 за 5000 ШРОТ, 342 за 5000 Бонусный лом
  • 06.08.2025 Прибалтика — Турция 346 CFR Искендерун за 30000 HMS 1&2 80:20, 346 за 5000 ШРОТ, 346 за 5000 Бонусный лом
  • 25.07.2025 Прибалтика — Турция 345 CFR Измир за 30000 HMS 1&2 80:20, 345 за 5000 ШРОТ, 345 за 5000 Бонусный лом
  • 23.07.2025 Прибалтика — Турция 346 CFR Мармара за 20000 HMS 1&2 80:20, 346 за 5000 Бонусный лом, 346 за 5000 Бонусный лом
  • 10.07.2025 Прибалтика — Турция 344 CFR Мармара за 30000 HMS 1&2 80:20, 344 за 5000 Бонусный лом
  • 08.07.2025 Прибалтика — Турция 340 CFR Искендерун за 25000 HMS 1&2 80:20, 340 за 5000 Бонусный лом
  • 07.07.2025 Прибалтика — Турция 364 CFR Измир за 20000 HMS 1&2 95:5
  • 04.07.2025 Прибалтика — Турция 343 CFR Измир за 20000 HMS 1&2 80:20, 343 за 5000 ШРОТ, 343 за 5000 Бонусный лом
  • 03.07.2025 Прибалтика — Турция 343 CFR Измир за 25000 HMS 1&2 80:20, 343 за 5000 ШРОТ,
  • 02.07.2025 Прибалтика — Турция 340 CFR Мармара за 30000 HMS 1&2 80:20,

Обратите внимание на то, что британский лом немного дешевле даже «прибалтийского». Косвенно это говорит не о благотворительной программе Великобритании по поддержанию конкурентоспособности турецкой металлургии, а о худшем качестве поставляемого лома. За ШРОТ британцы берут вполне достойно, но вот обычный лом продают дешевле. Это говорит о том, что менее качественный лом отправляется на экспорт и не потребляется местными заводами. По факту такой же принцип работает в Германии – немецкие заводы берут качественный лом, а невостребованный у них отправляют на экспорт. Ранее еще в Германии брали качественный лом из России, а менее качественный отправляли в Турцию, но сейчас по понятной причине такой практики нет.

Иными словами, реальный аргумент по продолжению экспорта лома – это отправка некачественных видов лома в Турцию и использование качественного лома только для британской промышленности. Но – в исследовании британского университета подобный весьма реальный аргумент не озвучивается, политкорректность – отнюдь не пустое слово в британской судебной практике.

Loading