Русский адмирал-американец в Днепровской флотилии и уральский чугун в США.
Ко дню независимости США есть отличный повод вспомнить некоторые исторические факты. Война за независимость США шла не только на суше, но и на море. У Континентального Конгресса не было изначально своих морских сил, и приходилось полагаться на каперов, сражавшихся с английским флотом на свой страх и риск. Самым знаменитым был Поль Джонс. Колонии все еще не решались официально объявить о независимости, но боевые действия велись вполне активно. Джон видел отличную возможность подняться и рвался в континентальный флот.
Именно тогда Джон Пол стал Джоном Полом Джонсом. Он обзавелся двойной фамилией в целях своеобразной конспирации – чтобы его деятельность в рядах бунтовщиков не подвела под монастырь его родственников в Шотландии.
В декабре 1775-го Джон – первый помощник капитана на корабле «Альфред». А полтора года спустя он уже получает свой собственный шлюп – «Провиденс». На нем он успешно каперствовал у канадских берегов, захватив 16 британских торговых судов. Прозвище «отец американского флота» ему дали не за количество взятых призов, и не за крупные победы, а за поведение, резко отличавшее его от остальных. Он ревниво оберегал свой образ профессионального офицера, который «не гонится за наживой, а ищет чести». Где только мог, он не гонялся за «купцами», а вступал в бой с британскими кораблями, а в обращении с противником изо всех сил соответствовал офицерскому кодексу. При этом он обладал военным талантом, ярым честолюбием и умением командовать. В результате самые знаменитые его победы имели пропагандистское значение даже больше, чем военное.
Надо сказать, что, несмотря на свою громкую славу, звание адмирала Поль Джонс в американском флоте не получил. Зато стал известен императрице Екатерине II, и по прибытии в Петербург получил сразу же патент на чин контр-адмирала. То есть адмиральский чин самый знаменитый военный моряк Североамериканских Штатов получил в России!
Говоря об историческом опыте екатерининского правления в отношении кадров, стоит отметить, что императрица создала настоящую «воронку талантов», притягивавшую в Россию наиболее креативные кадры со всего света: Поль Джонс, Де Рибас, Литта, Войнович, одессит Эммануил Осипович де Ришелье, металлург Гаскойн, инженер Де Волан, архитектор Кваренги. Заметим, что и в наши дни наиболее быстрый карьерный рост в мире в российских(и отчасти в некоторых американских) фирмах, если у нас к 30 годам для наемного работника возможно стать и начальником департамента и вице-президентом(не без везения и удачи), то в большинстве зарубежных стран при очень большой удаче такой пост вне IT-отрасли можно занять «за 50» а чаще всего никогда.
Может быть, историческим опытом стоит воспользоваться для создания новой «воронки талантов-2022»? Кое-что в этом направлении уже делается — футуристические здания модных архитектурных проектов, многочисленный среднеазиатский обслуживающий персонал, и британский профессор, лихо отплясывающий в компании участников рынка лома и создателей робототехнических систем под куплет «если есть своя скважина, значит жизнь налажена» — это Технополис Сколково 2021 года! В новых условиях для импорта талантов со всего света потребуется что то более привлекательное и интересное, и возможно наши читатели придумают, как такое реализовать!
В составе Днепровской флотилии Пол Джонс командовал соединением кораблей и разбил турецкий флот в битве под Очаковым, за что и награжден орденом Святой Анны. По итогам войны Османская империя в 1791 году была вынуждена подписать Ясский мирный договор, закрепляющий Крым и Очаков за Российской империей. Пол Джонс имел ершистый характер, что весьма не нравилось его начальникам, зато внимание прекрасной половины человечества — от императрицы Екатерины до дочери торговца молоком храброму и решительному каперу было обеспечено, он «брал на абордаж» не только лишь неприятельские корабли! До самой своей смерти Поль Джонс получал пенсию как российский адмирал! Участие американского моряка в русском адмиральском чине в присоединении Крыма к Российской империи сейчас не часто вспоминают официальные лица США, но мы этот пробел восполнили. Возможно, власти Херсона подумают о том, что в их городе была бы уместна улица или площадь имени Пола Джонса.
Флот того времени отчаянно нуждался в железе: без металлических скоб, якоря, цепей и чугунных пушек нельзя представить корабль начала XIX столетия. Из 13 кораблей, одобренных Вторым Континентальным конгрессом, только 2 когда-либо действовали в море. 4 были уничтожены самими американцами, чтобы избежать британского плена. Остальные были захвачены Королевским флотом, в море или в порту. Актом Конгресса 1794 года было одобрено строительство нового, Военно-морского флота Соединённых Штатов, и сразу встал вопрос – где взять металл для новых кораблей?
Стоит отметить, что еще североамериканские колонии поставляли на британский рынок чугун и сталь, до начала Американской революции объем поставок источники того времени оценивали в 2500 – 3200 тонн в период 1750 – 1760 годов. Много это или мало? Британское производство железа и стали оценивается в 125 тыс. тонн в 1790 году и в 1800 оно удвоилось! Импорт стали в Британию из Швеции в том же 1790 году оценивается в 18 тыс. тонн, из России в 26 тыс. тонн и из других стран в 1000 тонн. На фоне России и Швеции, американский экспорт в 3 тыс. тонн смотрится как то жалко, и то, скорее всего, он был целесообразен как балласт. Британия импортировала много мехов из США, но мех весьма легкий, и для лучшей остойчивости судам того времени нужен был балласт и выбирали самый требуемый тяжелый товар страны-экспортера. Например, суда из Петербурга в Италию везли зерно, а назад в балласт брали итальянский мрамор, отчего он был дешев в Петербурге и многочисленные мраморные дворцы возникли еще и потому, что мрамор был самым дешевым облицовочным материалом из-за особенностей торговли. Та же судьба была у американского «колониального» чугуна на британском рынке.
Помощь в оснащении американского флота железом пришла из Петербурга – первые 2000 тонн металла были отправлены из России на американский рынок уже в 1790 году, и до 1810 года экспортные поставки из России составляли примерно 5000 тонн в год, с 1810 до 1840 года незначительно выросли примерно до 7000 тонн в год.
В 1827 году значимость США как импортера российской стали была наивысшей! Строительство каналов, военных и гражданских кораблей и освоение прерий требовало гигантского количества железного инструмента и оружия. Металлургия США просто не поспевала за спросом, импорт только из России был примерно равен 5% от внутреннего производства стали!
Таблица 1. Российский экспорт чугуна и стали в 1827 году.
Объем поставок в тоннах | Доля в общем экспорте | |
Великобритания | 6500 | 28% |
США | 6600 | 29% |
Азия | 3400 | 15% |
Турция | 2300 | 10% |
Дания | 1000 | 4% |
Прочие | 3200 | 14% |
23000 | 100% |
Стремление развивать свою промышленность привело правительство США к мысли повысить пошлины.
Таблица 2. Рост импортных пошлин на сталь в США
Год | Чугун, долл. США с тонны | Кованая сталь, долл. США с тонны | Прокат, долл. США с тонны |
1825 | 0,5 | 0,9 | 1,5 |
1832 | 0,5 | 0,9 | 30 |
1842 | 9 | 17 | 25 |
Обратите внимание: рост пошлин начался с поощрения именно технологически сложного прокатного производства, бывшего на тот момент вершиной высоких технологий!
К 1853 году экспорт российской стали в США составил всего 2000 тонн в год, в таблице это именно кованая сталь. Несмотря на гигантский рост производства стали в США – с примерно 100 тыс. тонн в 1825 году до 700 тыс. тонн в 1845 году, некоторые виды именно российской и отчасти шведской стали пользовались спросом на американском рынке из-за исключительного качества кованой стали! Пошлина в 17 долларов не смущала машиностроителей, без уральского или шведского металла не получалось делать с надлежащим качеством некоторые виды машин и ремонтировать артиллерийское вооружение, а армия Конфедерации требовала русский металл даже в условиях блокады портов!
И в 2022 году уроки событий 200-летней давности для нас сохраняют свою ценность!