Просмотров: 192

Металлургия по-черному: неучтенный фактор войны Севера и Юга

Ко Дню Независимости США мы подготовили историческую статью о ломопереработке и черной металлургии Конфедеративных штатов Америки. Управленческие стратегии южан в металлургии по ряду причин заслуживают самого серьезного внимания: во время войны штаты КША были в более жесткой блокаде, нежели Северная Корея сейчас, не говоря уже об Иране и РФ. Иными словами, в условиях жесточайших санкций и дефицита многих видов сырья, оборудования и рабочей силы металлургия Юга обеспечила свои вооруженные силы инновационными видами артиллерийских орудий, патронами и снарядами, боевыми кораблями новейших по тем временам классов.

Из года в год на русском языке публикуются цифры из классической работы военного историка Свечина «95% чугуна выплавлялось в северных штатах и только 5 % — в южных».

Если мы рассмотрим источники информации не только на русском, но и на английском языке, то очень скоро выяснится, что ни в одном сражении в войне Севера и Юга США у южан не было нехватки оружия и боеприпасов! Если в русской армии что в первую мировую, что во вторую был и снарядный  голод, и порой одна винтовка на двоих-троих солдат, то у войск Конфедерации имелись всегда в  достатке оружие, боеприпасы, артиллерия и снаряды. Империя Николая I была в числе ведущих производителей стали и чугуна в мире, но так и не смогла обеспечить русскую армию и флот броненосными судами и бронебойными снарядами в Крымскую войну, тогда как южане десятилетием позже вывели в море броненосцы,  а на суше применили бронепоезда.

Чертеж первого в мире броневагона с защитой из лома рельсов!
На переднем фоне — защита из лома рельсов, комбинированная с деревом

У конфедератов первая блиндированная железнодорожная установка была построена в Ричмонде: 5 июня 1862 года генерал Ли запросил полковника Джосайю Горгаса о возможности изготовления бронированной железнодорожной батареи, а 24 июня эта батарея уже была готова к бою!

Письма генерала Ли касательно первого бронепоезда!

Побережье Конфедерации защищали морские мины, на морях действовали быстроходные блокадопрорыватели и подрывавшие перевозки северян крейсера-рейдеры, и впервые в мире подводной лодкой южан был потоплен боевой корабль! На фоне «отсталого Юга» военные технологии,  опыт боевых действий и военного снабжения николаевской империи в Крымскую войну вызывают много вопросов к тогдашним управленцам. Достаточно сказать, что стандарт 1524 мм ширины железнодорожной колеи был стандартом Юга США, откуда и были импортированы технологии строительства Николаевской железной дороги между Москвой и Петербургом. Северяне использовали стефенсоновский стандарт 1435 мм и после победы в войне перешили дороги южных штатов на свою колею. Впрочем, к чести царских металлургов, офицеры снабжения армии КША очень уважали качество стали из России!

В документах департамента снабжения конфедератов отмечено наивысшее в мире качество стали – российское и шведское.

Но если обратиться к таблицам полевого снаряжения артиллерии южан, то в них обязательно будет выделено наличие листов из русской стали для ремонта! Ни одна другая сталь того времени не сваривалась так хорошо, и не была так известна на внешнем рынке, как русская. Конфедераты платили чистым золотом за импорт, и одним из важных компонентов для ремонта военного снаряжения была листовая сталь из России, при том что царь Александр II был вообще говоря союзником северян и поддерживал блокаду Юга. То есть импорт русской листовой стали в КША шел в обход  как царской таможни, так и блокирующего флота северян.


Подлинный документ конфедератов – 11 фунтов русской стали написали в заказ-наряде отдельной строкой(!), а всего он на 530 фунтов листовой стали для ремонта артиллерийского имущества.

Русских школьников в тестах по истории заставляют отвечать на вопросы « на что надеялись южные штаты??» и при этом приводят цифры без объяснения мотивации управленцев Севера и Юга.

И в самом деле, почему лица, управлявшие южными штатами, надеялись на победу в войне? Неужели они не понимали очевидного?

После Войны за независимость богатые и образованные южные плантаторы несколько десятилетий фактически играли ту же роль, что в Европе дворяне. Главным образом из них рекрутировались президенты, высшие чиновники, генералы и дипломаты. По мере роста США определённую проблему породило освоение Дикого Запада, точнее, вопросы о том, следует ли разрешать в новых штатах рабство, и надо ли продавать там землю или раздавать бесплатно. При первом варианте львиная доля земель оказалась бы в руках плантаторов, имевших деньги и дешевую рабочую силу. Северяне хотели, чтобы каждый мог получить на новых территориях надел и стать фермером. Эта позиция подрывала власть плантаторской верхушки, которой удалось установить твердую диктатуру, опиравшуюся на «рыцарей золотого круга», предшественников Ку-Кукс-Клана и фашистов; лица, заподозренные в равнодушии к политическим целям Юга, попросту убивались по приговору летучего митинга в придорожном кабаке. Гражданин умеренных взглядов мог спасти свою жизнь лишь поступлением добровольцем в армию Юга. В целом объединенные в парамасонские организации правящие слои южных штатов приняли решение драться за свой образ жизни и путь развития, полагаясь на более качественные человеческие ресурсы Конфедерации, пусть даже и при некотором недостатке промышленной и сырьевой базы. Белое население Юга исчислялось в 5 500 тыс. человек. Из них способных носить оружие было не более 690 тыс.; все они и были взяты за время гражданской войны в войска. В течение одного первого года войны 350 тыс. добровольцев поступило в войска, остальные были мобилизованы вскоре посредством установления общей воинской повинности. Дезертирство было крайне затруднено, так как всякий мужчина, еще не одряхлевший, должен был находиться в армии: в тылу его немедленно бы обнаружили и затравили. Формирование командного состава для южан — партии господствующих классов — не встречало затруднений. В первую очередь широко были использованы все лица, получившие военное образование. Лучшим тактическим вождем южан был Джэксон, получивший боевое прозвище «Каменная стена» (Stonewall), в молодости офицер, а затем преподаватель химии. Характерным для него и других лучших вождей Юга был несокрушимый классовый фанатизм, позволявший быстро оправляться от неудач, дерзать на самые смелые маневры, вести до смерти с непоколебимой энергией безнадежную борьбу, сохранять исступленное убеждение в своей правоте.  Что же мотивировало генералов и рядовых конфередератов?

На людей того времени влияли разные факторы, в том числе и не учитываемые нынешней российской историографией, основанной во многом на классической работе военного историка Свечина. В случае Юга США неучтенный фактор на английском языке называется southern belle.

Southern Belle — «неучтенный фактор» стойкости и морального духа Юга

Южные красавицы – дочери, сестры и жены плантаторов юга США были важной частью тогдашнего общественного мнения. Хотя в населении штатов Юга они составляли не более 3% общей численности, но их ударная сила расколола штаты надвое! В частности, их желание влиять на общественное мнение поддерживалось до 40х годов XIX века тогдашними производственными отношениями. Southern belle или Dixie belle это  американский супербренд – от Фенимора Купера и Майн Рида до Маргарет Митчелл литераторы прославляли образ высокопоставленной гостеприимной и немного кокетливой дамы, в окружении почти столь же шикарно разодетых и блистающих свежестью служанок с африканскими корнями. По этим литературным произведениям можно судить, что  окружающие южных красавиц мужчины немедленно мобилизуются на любые связанные с риском для жизни дела – от гонок пароходов по Миссисипи до поединков между собой, криминальных историй различного толка и войн с индейцами. Обратим внимание, что среди сыновей плантаторов было много офицеров и рядовых бойцов пехоты и кавалерии, но не металлургов и инженеров.

Откуда же взялись у южан боеприпасы, бронепоезда, броненосцы, мины и подводные лодки, а главное — люди, которые все это разработали и применили в войне, с весьма высоким качеством, требуемым объемом поставок и не воруя при этом? Привлечение артиллеристов, металлургов, железнодорожников и военных снабженцев в армию Конфедерации и их высокая  мотивация в чистом виде заслуга южанок – дочерей и сестер плантаторов. Southern belle и стали тем неучтенным фактором, который на протяжении четырех лет поддерживал высочайшую мотивацию полководцев и рядовых Юга, и привлекал на сторону Конфедерации талантливых организаторов промышленности. Помимо влияния на мобилизацию («откосивший от армии» мало того, что не имел шансов обрести благосклонности у южанок в тылу, так еще и будет выдан властям с одобрения общества), они еще и стали сильнейшей моральной преградой для воровства и хищений – ворующий у армии был вне закона на Юге. Очень плохо обмундированная, часто без сапог, пехота южан была скована крепкой дисциплиной и довольствовалась скудным пайком. Войскам Юга переносить лишения было тем легче, что и в тылу у них царствовал голод, — всем было видно, что все средства идут на войну и войска держатся впроголодь лишь в силу необходимости. Заметим, что пехота северян без обильного снабжения не воевала вообще, и дальше пары переходов от речной пристани или железнодорожной станции по той же причине не отходила. Эпическое воровство в войсках Севера было предметом расследований комиссий Конгресса, законодательных собраний отдельных штатов, органов власти и просто комитетов содействия из числа заинтересованных частных лиц. Одним из вопиющих случаев в начале войны был эпизод, когда частные подрядчики санитарных фургонов, вывозившие раненых северян, бросили их и украли все предназначенные военной медициной запасы в одном из сражений. Ничего подобного на Юге не было – таких любителей легкой наживы попросту пристрелили бы на месте.

Уроженец северного штата Пенсильвания Джосайя Горгас не имел почти ни одной причины поддержать южные штаты в войне. Сын небогатого фермера, он окончил шестым курс академии Вест-Пойнт и поступил в управление вооружений и боеприпасов, пройдя по службе все арсеналы армии США. Карьерный рост будущего министра вооружений изрядно портил конфликт с руководителями и тяжелый характер, из-за чего Джосайя долго не получал повышений в армии США. Быть бы ему на обочине исторического процесса, но неучтенный фактор сработал как надо: в возрасте 35 лет он женился на южанке Амалии Гэйл, дочери бывшего губернатора Алабамы. Она была сестрой врача, спасшего будущего «наркома боеприпасов Юга» от желтой лихорадки,  впоследствии у них было шестеро детей. Женившись на девушке из южной семьи с хорошими связями, молодой армейский офицер прыгнул в социальную сферу, закрытую для него как сына бедного фермера, и в которой он быстро освоился.

Комментарий ИНФОЛОМ для владельцев металлургических активов: если не хотите воспитать у себя будущего Джосайю Горгаса/Сельджука Байрактара, который либо отберет завод у вас, либо построит конкурирующий, найдите наиболее неуживчивого сотрудника с парой востребованных креативных предложений и немедленно его увольте. Если ему повезет(а вам нет), он встретится с дочерью банкира/коррупционера/госчиновника и с коммерческими связями тестя отберет у вас либо фирму, либо реальную часть рынка. В данном комментарии автор не выдумал ни строчки: реально одно из высокотехнологичных экспортно-ориентированных предприятий России именно таким путем приобрело себе активного конкурента. Южнокорейские руководители действуют много тоньше и выявленных талантов окольцовывают с кем надо еще на ранней стадии. Как результат южнокорейская металлургия с 0 поднялась в ТОП-10 производителей стали в мире.

Начало войны Севера и Юга привело его на службу конфедератам, у которых вообще не было ни одного кандидата на должность главы департамента вооружений. Хотя президент Джефферсон Дэвис лично не был знаком с Горгасом, он, тем не менее, назначил его начальником Бюро боеприпасов исключительно на основании прошлого опыта и рекомендаций других лиц. Правильно выбранная жена – основа карьерного роста!

Он принял должность в Монтгомери, штат Алабама, 8 апреля 1861 года и прибыл в новую столицу Конфедерации Ричмонд в июне. Его самой насущной заботой была шокирующая нехватка военной техники в Конфедерации. Инвентаризация выявила только 159 010 единиц стрелкового оружия и около тысячи пушек, многие из которых были устаревшими.

Горгас отправил майора Калеба Хауза в Европу для торговли хлопком в обмен на боеприпасы и сырье и в конечном итоге создал Бюро иностранных поставок для поддержания потока импортных товаров, особенно боеприпасов, пороха, меди, олова, селитры и свинца; он также организовал флот блокадопрорывателей, чтобы доставить их в южные порты. До 1863 года около 90 процентов оружия, используемого армиями Конфедерации, было либо импортировано из Европы, либо захвачено у армий Союза.

Отдельно надо отметить усилия по мобилизации поставок металлолома. Пушки того времени были чугунные и бронзовые, причем последние считались более надежными. Церковные и плантаторские колокола переплавляли в бронзу, а поля сражений прочесывали в поисках свинца и ремонтопригодного оружия.

Одной из проблем было изготовление капсюлей – на миллион капсюлей требовалось 1300 фунтов листовой меди, причем 1/3 ее должна быть отправлена в лом для переплава.

Конфедераты научились экономно использовать медь – ее сбор был предметом усилий бюро Горгаса, а случаи воровства даже медных гвоздей были предметом публикации в газетах.

Источником меди стали самогонные аппараты – конфискованная у самогонщиков перегонная техника пошла на изготовление капсюлей. Исторический факт — Армии Конфедерации в течение последних 12 месяцев войны использовали капсюли, изготовленные из медного лома самогонных аппаратов Северной Каролины!

Газеты Ричмонда регулярно публиковали объявления о скупке металлолома. Цены на лом были весьма высоки – по официальным ценам на чугун тонна стоила порядка 160 долларов, при том, что заработок весьма квалифицированного рабочего составлял порядка 4 долларов в день. При весе бомбы в 20 кг металла можно было заработать примерно 2-3 доллара, и неудивительно, что при демонтаже неразорвавшихся снарядов сдатчиками лома происходили многочисленные несчастные случаи.

Типичный репортаж ричмондской газеты: ВЗРЫВ СНАРЯДА – ДВОЕ МУЖЧИН УБИТЫ. – Вчера, около полудня, на этой стороне реки, у моста Майо, недалеко от дома Роберта Аллена, произошел взрыв снаряда, который привел к смерти двух мужчин. Джордж Берч и Томас Мартин, пытались снять взрыватель со старой бомбы, которую они подобрали, с целью удалить порох и разбить оболочку для сдачи на лом. Во время такой работы, несмотря на все предупреждения и несчастные случаи, произошедшие при подобных обстоятельствах, снаряд взорвался, почти убив Берча и причинив Мартину смертельные травмы. Мартина доставили в его жилище на углу Главной и Семнадцатой улиц, где он умер вчера между тремя и четырьмя часами дня. Мы понимаем, что он оставляет семью, состоящую из жены и двоих детей.

Исторический факт: цена железнодорожного колеса на юге США до войны оценивалась в 15 долларов, а в разгар войны дошла до 500!

Объединенные в женские комитеты содействия Southern Belle сдавали ювелирные изделия, медную посуду и самогонные аппараты, участвовали в добыче селитры из вторичных ресурсов и снаряжали патроны, работали в госпиталях и проводили «голодные балы» для солдат и офицеров, где не подавали ничего, кроме речной воды (Исторический факт!).

Флот южан был малочисленным и мало способным противостоять военным усилиям северян. Но у конфедератов были НАСТОЯЩИЙ МОРЯК и НАСТОЯЩИЙ МЕТАЛЛУРГ.

Мэтью Фонтейн Мори родился в штате Виргиния. Во время службы на флоте США он стал делать наблюдения за ветрами и течениями Атлантики. Первые скудные данные, обработанные им для Северного Атлантического океана, дали, однако, возможность почти наполовину уменьшить время перехода для парусных судов из Нью-Йорка к экватору (вместо 40 суток — только 24). Столь блестящий результат не замедлил снискать ему сторонников и сейчас же увеличить число нужных наблюдений, которые он просил ему присылать взамен сообщения разработанных им судоходных маршрутов. С началом сецессии Юга Мори выступил против отделения, но он был женат на дочери плантатора из Виргинии и как только этот штат вышел из Союза, Мори занял место командующего береговой обороной конфедератов. Изготовленные Мори и его сотрудниками морские мины нанесли наибольший ущерб флоту северян. Дочь Мори была свояченицей Кейт Корбин, на которой женился создатель первого броненосца южан – Джон Мерсер Брукс. Рано овдовевший уроженец Флориды перешел на службу КША в 1861 году и ему достался обгоревший фрегат, который решили перестроить в броненосец! Но где взять броневой лист? На юге не было на тот момент ни одного прокатного стана для производства брони, но у южан был настоящий металлург Джозеф Андресон, владелец завода Тредегар. Он сообразил, что тяжелые рельсы старого образца(плоские) можно заменить на Т-образные рельсы нового образца, а плоскими рельсами бронировать фрегат и сделать его броненосцем.

Исторический факт: за время гражданской войны в США на Юге произвели 26000 штук рельсов, а на Севере — 220000. Каждый ярд рельсов весил 60 фунтов, современный рельс вдвое тяжелее.

File:MERRIMAC in dry dock, being converted into the iron Battery VIRGINIA LCCN2004671787.jpg
Создание первого броненосца южан

Помимо брони нужны были еще и орудия: Брукс разработал современное дальнобойное орудие, которые установили на броненосцы и сухопутные батареи южан. Пушка Брукса была дальнобойной и не требовала дефицитных цветных металлов. Успехи Брукса в деле обороны Юга возможно были мотивированы и вниманием к нему сторонницы южан Кейт Корбин. Ее плантация Moss Neck Manor является объектом исторического наследия и открыта для туристов.

Corbin-2255.jpg
Кейт Корбин(KATE CORBIN PENDLETON), будущая жена разработчика первого в мире бронепоезда

Можно сказать, что военачальники, промышленники и моряки Юга США смогли своими талантами на голом энтузиазме и невеликих в общем-то ресурсах на равных сражаться с современной промышленной державой. Почему же они потерпели поражение? На эту тему есть много исследований, но мы возьмем в расчет «неучтенный фактор». Президент Линкольн принял решение провести тотальную войну и нанести удар по собственникам плантаций, которые уничтожала федеральная армия. Сожженные поля и дома, бежавшие освобожденные негры, жесткая морская блокада сделали блестящих владелиц плантаций Юга нищими и моральный надлом мирного населения повлиял на их защитников:   армия Северной Вирджинии капитулировала при Аппоматоксе 9 апреля 1865 года.

И все же «нарком вооружений КША» Горгас был по праву доволен своим достижением. В 1864 году он записал в своем дневнике: “Там, где три года назад мы не делали ни ружей, ни пистолетов, ни сабель, ни шрапнели, ни ядер (кроме как на металлургическом заводе в Тредегаре) — теперь мы производим все это в количествах, чтобы удовлетворить спрос наших больших армий”. Действительно, когда, ветераны Конфедерации генерала Роберта Э. Ли дали свой последний бой – они были без пищи в течение трех дней, но каждый истощенный пехотинец, тем не менее, имел семьдесят пять патронов!

Металлурги южных штатов одержали победу в мирном соревновании — когда в южных штатах колею 1524 стали менять на стефенсоновскую 1435 мм, основная часть заказов на рельсы, локомотивы и вагоны досталась как раз южным заводам из-за дешевизны местного производства и логистики. Бывший арсенал Конфедерации — ричмондский завод Тредегар стал крупнейшим в США переработчиком лома железнодорожных колес старого типа.

0

Добавить комментарий