В МТПП обсуждены проблемы поддержки отрасли переработки тарифонерегулируемых отходов
В Московской торгово-промышленной палате в рамках совместного заседания Комитета МТПП по проблемам экологии и природопользования и Комитета ТПП Московской области по природопользованию и экологии прошел круглый стол «Применение мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сфере обращения с отходами в современных условиях».
«Сегодня на нашей площадке проходит совместное заседание, в котором участвуют представители двух регионов, которые объединены общими связями, трудовыми ресурсами, транспортом, а также таким естественным продуктом жизнедеятельности мегаполиса как отходы, — заявил в приветственном слове вице-президент МТПП Александр Крутов. — Отрасль регулируется целым рядом нормативно-правовых актов, как на федеральном, так и на региональном уровнях, которые дают возможность для реализации различных бизнес-идей, направлений. Достаточно ли инструментов, достаточно ли понимают друг друга бизнес и власть, насколько регуляторы учитывают все нюансы? Все это должно стать предметом дискуссии на площадке МТПП».
Как сообщил заместитель председателя Комитета МТПП Владимир Аленцин, обсуждение проблемы планируется сделать ежегодным. Свой доклад он посвятил тому, насколько были реализованы предложения, вошедшие в резолюцию по итогам круглого стола «Как работают меры государственной поддержки деятельности в тарифонерегулируемой сфере обращения с отходами?», состоявшегося в мае прошлого года. «Применение мер поддержки бизнеса к переработке отходов, не являющихся твердыми коммунальными отходами, – это прецедентная практика, реализуемая несистемно отдельными субъектами РФ, — сообщил эксперт. — В подавляющем большинстве регионов поддержка «мусорной» отрасли сконцентрирована на твердых коммунальных отходах (ТКО), поскольку у ТКО есть регулятор – структуры, отвечающие в регионах за ЖКХ, тогда как полномочия по тарифонерегулируемой сфере обращения с отходами зачастую не разграничены или исполняются по остаточному принципу». Сложившаяся практика сильно тормозит исполнение законодательства о запрете размещения на полигонах опасных отходов, а также отходов, содержащих полезные компоненты, и делает невозможным переход к циклической экономике («экономике замкнутого цикла»). А созданный в России комплекс мер поддержки бизнеса ограниченно применим для сферы отходопереработки.
«Необходима настройка мер государственной поддержки в интересах деятельности бизнеса в тарифонерегулируемой сфере обращения с отходами», — сделал вывод Владимир Аленцин. В своем докладе он обозначил три основные проблемы системы поддержки предпринимательства в этой отрасли: во-первых, отсутствие в целевой ориентации мер поддержки МСП приоритетности утилизации (переработки) отходов как вида обрабатывающих производств среди мер поддержки промышленности. Во-вторых, отсутствие нацеленности на утилизацию (переработку) отходов для тарифонерегулируемого сегмента сферы обращения с отходами в федеральных и региональных программах поддержки МСП. И, в-третьих, отсутствие единого федерального унифицированного подхода к поддержке МСП в обсуждаемой сфере.
По итогам прошлогоднего заседания были подготовлены и направлены в заинтересованные ведомства рекомендации по внесению изменений в ряд документов. Однако, практически все они не были учтены. «После сегодняшнего заседания мы соберем все предложения и подготовим резолюцию; на её основании уже запланировано обсуждение проблемы в Комитете Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды», — сообщил Владимир Аленцин.
Начальник отдела методологии ресурсосбережения ФГАУ НИИ «Центр экологической промышленной политики» Ольга Голуб сообщила, что федеральный проект «Экономика замкнутого цикла» ставит амбициозную задачу: в 2030 году доля вторсырья в промышленности должна составлять 34%, а в 2024 – 15%. Ежегодно в стране образуется порядка 7 млн тонн отходов производства и потребления. Спикер рассказал об отраслевой программе «Применение вторичных ресурсов и вторичного сырья в промышленности», обозначив её цели, задачи и мероприятия, среди которым одним из важнейших является совершенствование законодательства с целью формирования мер поддержки и осуществления «зеленого финансирования».
На заседании выступили представители ряда ведомств, которые рассказали, на какие меры поддержки могут претендовать представители отрасли по переработке небытовых отходов.
Так руководитель проектов Фонда развития промышленности Виктория Болотина рассказала о том, что предпринимается для развития и поддержки отрасли обращения с тарифонерегулируемыми отходами.
Управляющий директор – руководитель Центра компетенций импортозамещения в промышленности Агентства по технологическому развитию Олег Исаев сообщил о грантах на реинжиниринг критически важных комплектующих изделий.
Заместитель генерального директора Московского Фонда поддержки промышленности и предпринимательства Евгений Мягков обозначил меры поддержки, оказываемые Правительством столицы субъектам промышленной деятельности. Он отметил, что на обсуждаемую отрасль эти меры пока не могут распространяться, потому что для получения помощи предприятие должно находиться в Москве, а переработка отходов на территории столицы запрещена. Однако, эксперт согласился с возможностью обсуждения этой проблемы с последующей выработкой предложений по корректировке нормативно-правовых актов.
Заместитель генерального директора ООО «СМ-Наука» Антон Камынин поделился опытом использования мер поддержки бизнеса в реализации проекта по переработке РМЗ-содержащих промышленных отходов.
Подводя итоги заседания, председатель Комитета МТПП по проблемам экологии и природопользования Сергей Алексеев отметил, что он занимается обсуждаемой темой не первое десятилетие, и, по его мнению, в последнее время она стала очень запутанной и разобраться в ней неподготовленному человеку практически невозможно. Он еще раз призвал всех участников направить предложения в адрес МТПП. После анализа и обработки они войдут в резолюцию и станут основой для обсуждения в Комитете Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы