Просмотров: 1 539

«ЗВЕРский октябрь»: «за» и «против» колебаний цен

Закончился сентябрь. От сентября двоякие настроения. С одной стороны есть внутреннее удовлетворение от того, что прогноз на сентябрь сбылся на сто процентов (сам себя не похвалишь….), с другой – в воздухе висит напряжение после 21 сентября. Полагаю, что его все ощущают. Но, не будем впадать в уныние! Что же произошло в сентябре на рынке лома? В сентябре, как и ожидалось, рынок был вял, угрюм и относительно спокоен. Были некие всплески «активности», но они не были поддержаны остальными участниками рынка, а потому не были так заметны. Все заводы подшлифовали свои цены в первой половине месяца и вторую и третью декаду ехали на ценах, установленных в начале месяца. Исключение составили БМЗ, Тагмет, ВТЗ и СТЗ. БМЗ в конце второй декады неожиданно добавил цены, но так как у них «деньги с дырками», то никто не стал реагировать на эти изменения. Заводы группы ТМК в середине третьей декады переписали цены в сторону повышения. Вроде – ну вот же! Повышение! Ан – нет…. Это было чисто техническое переписывание цен с целью застолбить ценник с заводом на новый период и не более. Тем более что до этого момента цены по всем трем заводам были ниже остальных участников. Так что и этот «маневр» не был воспринят как сигнал к изменению тренда. В итоге по сентябрю заводы привезли запланированные 1,9 млн тонн. В общем и целом планы выполнены, хотя, справедливости ради, надо отметить что структура выполнение очень неоднородна. Заводы группы НЛМК планы перевыполнили. ВТЗ и Тагмет не привезли заявленные объемы, но тут причина понятна и она не зависит от цены. Дорога (та что из железа) загружена в этом направлении и вагоны простаивают в ожидании окон. По БМЗ вечная тема с оплатами, потому план тоже не привезли, хоть и пытались «компенсировать» отсутствие денег повышением цен, но «Буратин» нет на рынке…. ПНТЗ не довез план – проблема с разгрузкой вагонов на заводе – была конвенция больше недели. ВМЗ – в сентябре был ремонт подъездных путей, потому тоже была конвенция на неделю, что не могло не сказаться на выполнении плана. По остальным потребителям планы считаю выполнены и где-то даже перевыполнены, потому общая «температура по больнице 36,6». У меня одного ощущение что заводы нащупали баланс? ))) да неужели??? Не прошло и девяти месяцев…..Скоро вмешается сезонность и баланс придется искать заново))) Вроде только выдохнули, а тут снова – здорово.

Готовая продукция также в сентябре не показала какого-то внятного движения. Цены на арматуру по регионам либо стояли, либо «мандражировали» в сторону снижения, но уж очень осторожно не уверенно. Экспорт при таком курсе не считается от слова – вообще! Ну, если только нет непреодолимого желания поработать в жесткий минус с непонятной перспективой по срокам и путям возврата валютной выручки. Типа секс – стоя, на лыжах, в гамаке……та еще развлекуха.

Октябрь. Месяц начался с того, что ВТЗ и Тагмет отыграли «техническую» часть ценника и снизили цены на 500 рублей. Другие южные заводы показали такое невнятное движение типа – мы с вами и снизились на 200-300 рублей. Как в присказке: «Сначала едим твое, а потому – каждый свое». Полагаю на том все и остановится. Но вернемся к большому и теплому – планам на октябрь. Планы октября чуть ниже сентября – 1,83 млн тонн. Не могу сказать что в октябре объемы поставки всегда ниже сентябрьских. История показывает, что год на год не приходится и статистика (кстати – кране не точная наука) показывает что есть года, когда отгрузки сентября выше октябрьских, а есть – наоборот.

Теперь немного позволю себе помурчать так сказать – прикинуть «за» и «против».

Аргументы ЗА снижение. Самый главный и самый весомый момент – цены на готовую продукцию и прежде всего – арматуру. Строительный сезон подходит к концу. Кто что хотел – построил. Подступает зима, спрос на сорт традиционно снижается, а значит цены расти не будут. Хорошо, если постоят на текущих уровнях – 43 000 – 44 000 руб/т «ребристых палок», но что-то мне подсказывает, что не устоят и начнут снижаться. Не сильно, но точно не вверх. При текущих ценах на лом производство арматуры если не в убыток, то около нуля выходит. Так что цены на готовую продукцию будут выступать таким жестким потолком, о который будут биться цены на лом.

Второй аргумент ЗА снижение. Наличие на рынке заменителей лома в виде товарного чугуна и ГБЖ. Эти заменители дешевле лома и материал есть. Это означает, что при повышении цен на лом всегда будет альтернатива в виде ГБЖ или чугуна. Это не даст ценам на лом существенно вырасти, даже если случится «чудо – чудное» и цены на готовую продукцию внезапно устремятся в небесную высь.

Третий аргумент ЗА – зимние склады. Несмотря на то, что металлурги настроены очень скептически по объемам производства на весну следующего года, но зимники они практически сформировали. За сентябрь «накидали» на склады полмиллиона тонн. В октябре – ноябре, я думаю, зимние склады спокойно сформируют южные заводы (за счет проведения плановых ремонтов потребление будет снижено) и нужно будет везти только на текущие потребности. Наличие зимников лишний раз говорит о том, что разгонять цены нет смысла – впереди зима.

Четвертый аргумент ЗА. Тут «угадайка». В очередном пакете санкций есть полный запрет на импорт странами ЕС металлопроката и заготовки из РФ. Если это случится и данная «новелла» будет принята, то НЛМК лишится основного рынка сбыта сляба, а это существенно повлияет на объемы производства на группе НЛМК. Если на Урал и Калугу это не окажет существенного влияния, то на головной завод НЛМК это повлияет напрямую. Этот аргумент может существенно толкнуть цены вниз. Но, на мой взгляд, вероятность такого сценария не высока, потому данный аргумент только четвертый в очереди.

Пятый аргумент ЗА снижение. Переходящие объемы с сентября на октябрь вдвое больше чем месяцем ранее. А так как планы плюс/минус такие же как в сентябре (на 100 тысяч меньше сентября), то фактически в октябре отгрузить надо меньше, а месяц на один день длиннее.

Шестой аргумент. Судя по планам Северсталь может продолжить продажу лома из копрового цеха. Это будет сглаживать возможный дефицит. Объемы отгрузки снижаются, но все равно этот момент нельзя не принимать в расчет. Локально Северсталь может быстро «заткнуть» дыру в потребности любому потребителю в центре.

Теперь давайте посмотрим — что может сыграть «за нас».

Первый аргумент ПРОТИВ снижения. Сезонность. Заготовка в некоторых регионах начала снижаться, а с наступлением поздней осени, а кое-где и ранней зимы – заготовка будет снижаться с каждым днем более и более существенно.

Второй аргумент ПРОТИВ снижения. В октябре планы все же достаточно рабочие в плане объемов. Полагаю, что многие заводы захотят их выполнить, а значит будут выравнивать имеющиеся дисбалансы цен. Я говорю про ПНТЗ и ЕВРАЗ. Полагаю, что как только ПНТЗ разгребет завалы с вагонами, он будет вынужден что-то делать с ценником дабы на него начали грузить. Как на это отреагируют остальные – пока сложно сказать. Все будет зависеть от уровня отгрузок в их адрес и уровня повышения цен со стороны ПНТЗ. По ЕВРАЗу картина иная. Зимник они ударно положили в сентябре и план октября существенно ниже сентябрьского. К тому же август и сентябрь они ударно перевыполняли планы и могут себе позволить недовезти один месяц. При этом хочу отметить, что октябрь – это не тот месяц, когда можно «поднимать» зимник! В октябре на зимник нужно еще класть лом, а не снимать с остатков. Так что при снижении заготовки и отгрузки возможно возникновение труднопреодолимого желания выполнить план любой ценой у некоторых потребителей.

Третий аргумент ПРОТИВ снижения. Магнитка в лучших традиция колумбийской наркомафии (прям как Пабло Эскобар) продолжает сжигать деньги акционера в топке рынка лома. Видимо очень хочется поправить экономику дочек за чужой счет. Иначе чем можно объяснить наличие цен по Сибири выше ЕВРАЗа на 1000 и более? При этом Сибирь обходится для ММК дороже чем Урал, а объем поставки из Сибири с каждым месяцем нарастает. Понятно, что многое зависит от позиции ЕВРАЗа по регионам и при низком плане на октябрь они могут «отдать» много лома из Сибири, но смысл какой покупать много и дорого? Заруба между Магниткой и ЕВРАЗом затянулась и принимает форму осады крепости — кто кого пересидит. В выигрыше ломовики Сибири. С чем их и поздравляю!)) Пока эта заруба продолжается и Магнитка готова переплачивать за лом из Сибири у других заводов будет всегда лишний повод в кого ткнуть пальцем в случае повышения цен. «Мальчиш-плохиш» будет назначен быстро.

Комментарий ИНФОЛОМ: на ломозаготовку, возможно, до некоторой степени негативно повлияет бегство некоторой части сдатчиков – граждан РФ и ближнего зарубежья. Может оказывать негативное влияние и ограничения в выдаче наличных и идущее под влиянием разработчиков систем платежей повышение требований к документообороту в некоторых компаниях, что может снизить число ломосдатчиков-мужчин до 45 лет. Начавшийся в стране патриотический подъем привел к росту числа добровольцев, но ушедших в боевые части водителей и операторов перегружателей заменить будет весьма не просто. Опасения населения увеличили потребность в наличности: по данным ЦБ оборот наличности вырос на максимальные с начала марта 132,1 млрд рублей, и желание сдавать лом за наличные будет только расти. Очень ограниченная возможность быстро организовать безналичные расчеты на присоединенных территориях также ударяет по потенциалу рынка лома Юга России.

Пора подводить итог «мурчанию». Смею предположить, что до середины октября мы не увидим какого – либо движения цен ни вниз, ни вверх. Заводы возьмут паузу. Во второй половине октября, в случае резкого падения заготовки и отгрузки, ВОЗМОЖНО движение цен вверх, но не более 1000 рублей по итогам месяца. Больше просто не дадут цены на готовый прокат. Это при условии, что не произойдет существенного снижение курса рубля (хотя в нынешней ситуации девальвация рубля выглядит неправдоподобной). Ну и, конечно же, весь этот прогноз не рассчитан на армагеддон…..

На том и попрощаюсь с Вами. Очень надеюсь – до ноября. Будьте здоровы. Берегите себя и близких.

0

Добавить комментарий