О рисках господдержки в вагоностроении
Президент дал поручение подготовить поэтапный переход к использованию отечественных «инновационных» вагонов, обладающих повышенной грузоподъемностью.
Их основные производители — «Объединенная вагонная компания» и «Уралвагонзавод». Обе компании в периметре интересов и контроля «Ростеха». Госкорпорация регулярно обеспечивает своим предприятиям господдержку и этим несет угрозу для конкурентного развития вагоностроения.
На рынке к инновационным вагонам в целом относятся положительно. С их помощью хотят увеличить перевозки по БАМу и Транссибу. Но вопросы имеются. Например, уже ходят разговоры, что они деформируют путь, а операторы в лице ПГК Владимира Лисина недавно озвучили претензии к ремонту кассетных подшипников.
Под новые вагоны было обещано создать широкую сеть сервисных центров. Но этого не произошло. В результате сейчас есть риск того, что их будет негде чинить. И вместо ремонта одного подшипника, который стоит примерно 10 тыс. рублей, операторам придется покупать новые детали, переплачивая до 100 тыс. рублей на один вагон.
Еще больше проблем возникнет при самой замене старых вагонов на инновационные (сейчас доля последних — 12%). Действующий парк — достаточно молодой. Его максимально обновили несколько лет назад в предыдущий кризис перепроизводства. Поэтому до 2030 года нечего списывать в значимых масштабах, чтобы закупать инновационные вагоны.