СТОП СРО: риски проекта постановления №980 для металлургии

Опубликован Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 года № 980».


Материалы по проекту можно посмотреть по гиперссылке: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=141358


В частности, в пояснительной записке указано, что «Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 года № 980» разработан в инициативном порядке с учетом норм Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 55 Федерального закона от 31 июля 2020 г. 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – проект постановления).

Проектом постановления предусматривается, что результаты деятельности саморегулируемой организации с добровольным членством по осуществлению контроля за предпринимательской деятельностью своих членов могут быть признаны лицензирующим органом, на основании соглашения о признании результатов такой деятельности саморегулируемой организации.

Проектом постановления предусмотрены критерии и требования, соответствие саморегулируемой организации, которые являются обязательным для заключения с лицензирующим органом соглашения о признании результатов деятельности.

В случае заключения соглашения о признании результатов деятельности, плановые контрольные (надзорные) и профилактические мероприятия лицензирующего органа в отношении членов саморегулируемой организации, с которой было заключено соглашение о признании результатов деятельности не осуществляются.»

Здесь же мы дадим краткий комментарий по рискам работы данного постановления для металлургии.
Итак, рассмотрим ситуацию, когда (такое бывает) наблюдается рост цен на лом в регионе из-за локального роста спроса, например стало выгодно заменять чугун ломом, отправляя чугун на экспорт. И в регионе есть несколько площадок, проверки одних относятся (в случае принятия постановлений) к зоне ответственности саморегулируемых организаций, а другие работают на общих основаниях и проверяются государственными органами.

И надо же такому случиться, что в период роста цен и спроса на лом, на площадки, работающие на общих основаниях, где есть запасы лома для продажи ну или потенциал увеличения поставок лома по текущей цене, приходят с проверкой и находят основания для приостановления лицензии. Нет, что вы, никаких действий конкурентов. Просто так получилось. Конечно же, нарушения можно устранить и снова лицензия будет действовать, но это потребует времени, а за это время цена на лом уже может и упасть.

Можно сказать, что данная ситуация сугубо гипотетическая? Пока (до принятия постановления) да, но в практике ломопереработчиков в одной из стран СНГ бывали реальные случаи, когда (совершенно случайно, никакой коррупции) по дороге, ведущей к одной из ломозаготовительных площадок в период роста цен появлялся передвижной пост дорожной полиции и каждую машину с ломом подвергали всеми видами проверок, включая рядом находящихся представителей экологических и надзорных служб, которые (почему-то именно в период роста цен на лом) решили проявить служебное рвение в немалой степени в отношении машин, перевозящих лом. Как вы понимаете, не каждый ломосдатчик решался поехать второй раз в сторону той площадки, невзирая на весьма привлекательные цены.

То есть, продолжая анализировать пока еще только гипотетическую модель, в рассматриваемом регионе хоть сколько-нибудь значительные запасы лома будут фактически продаваться только членами СРО в момент пика цены, ну конечно при условии «отсечения» разными способами остальных сдатчиков лома. И насколько такая ситуация соответствует духу и букве Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ) «О защите конкуренции»?

Почему вероятность такого развития событий высока? Членство в СРО отнюдь не бесплатное, да и усилия юристов и лоббистов по работе над данным постановлениям стоят денег. За счет чего же это окупить? Предполагаем, что прибыль и покрытие расходов на СРО будет извлекаться из кармана металлургов, в том числе, возможно за счет создания локального дефицита лома в первую очередь.
С точки зрения экономической выгоды для металлургов наиболее интересен рынок, состоящий из массы мелких и средних участников, работающих по одинаковым для всех правилам. Как только кто-то пытается прописать отдельные правила для себя, это происходит не из благотворительных побуждений, а с целью извлечь сверхдоходы за счет потребителей, в данном случае за счет российских металлургических предприятий.

Степень влияния данного постановления на рост себестоимости металла для производства боеприпасов и военной техники нуждается в отдельном рассмотрении.

Работа подразделений металлургического завода и его дочерних обществ, а также стабильность работы его контрагентов должна определяться едиными для всех участников рынка правилами игры и волей акционеров, а не попытками размывания государственных функций в угоду отдельным лицам, представляющим СРО.


Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 980»

Пояснительная записка к проекту постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 980»

Loading

0