Контейнеры из Китая оказалось выгоднее сдать на металлолом, чем возвращать
Накопление на терминалах Московского региона порожних контейнеров, которые невозможно или дорого отправлять обратно в Китай, привело участников рынка к мысли о поставках в «одноразовых» контейнерах, пишет «Коммерсантъ».
Схема такова: в Китае приобретается подержанный контейнер примерно за $1 тыс., которые можно вернуть при сдаче его в металлолом в РФ и при этом не нужно платить $1,2–1,4 тыс. премии за его отправку обратно. Операторы считают идею жизнеспособной, а некоторые ее уже успешно опробовали. Однако участники рынка предупреждают: качество таких контейнеров низкое, поэтому везти в них можно не все, а сам подход — скорее ситуативное решение, а не панацея.
Как рассказали “Ъ” участники контейнерного рынка, столкнувшиеся с проблемой накопления в Московском транспортном узле (МТУ) порожних контейнеров, которые слишком дорого возвращать в Китай за новым грузом, в отрасли начали обсуждать и даже опробовать вариант импорта в «одноразовых» контейнерах.
«Здесь может быть поднят вопрос утилизации старого парка,— говорит исполнительный директор «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» Леонид Шляхтуров.— Звучали предложения о том, чтобы использовать одноразовые контейнеры с востока на запад. В целом это может быть решением: утилизация в металлолом, небольшие компенсации. Потому что сам контейнер сейчас стоит порядка 100 тыс. руб., можно купить подержанный, это без налогов и НДС, примерно столько стоит и металлолом — 25 тыс. руб. за тонну. За возврат контейнера из Московского узла на Китай собственник готов платить $1200–1400. Можете себе представить? Я привез сюда контейнер, и я должен эту маржинальность заложить в импортную ставку, чтобы отбить ее на обратном пути». По его словам, можно рассмотреть предложения по утилизации парка, «упростить вопрос его легализации и в дальнейшем переплавки на какие-то более полезные вещи».
По словам исполнительного директора компании «Транс Синергия» (входит в контейнерный союз ЕСП, владеет терминалом в Люберцах) Станислава Станкевича, в Китае сейчас профицит контейнеров, по разным оценкам, составляет от 3 млн до 5 млн ТЕU, при этом много подержанной тары: «Как раз эти контейнеры и покупают за $1 тыс., привозят в РФ и сдают на металлолом». Такая схема даже позволяет некоторым игрокам зарабатывать, отмечает он.
В «Трансконтейнере» (входит в ГК «Дело») считают, что проблема скопления порожних контейнеров в МТУ требует комплексного решения. «Необходимо, чтобы собственникам было выгодно не хранить контейнеры брошенными, а оставлять в логистическом обороте,— уверены в компании.— Не видим возможности эффективного решения проблемы за счет одной меры, например, «одноразовых» контейнеров, нужен системный подход».