Принятие Государственной Думой Законопроекта 1258307-7 об акцизе на жидкую сталь – хронология событий и «цена вопроса».

Совет Федерации на заседании 19 ноября 2021 г. одобрил закон, которым в России вводится акциз на жидкую сталь, а расчет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по ряду продуктов горнодобычи привязывается к соответствующим мировым котировкам. Закон, инициированный правительством РФ, вносит поправки в Налоговый кодекс РФ.

Законом вводится новый вид акциза — акциз на сталь жидкую, использованную для производства продуктов (полупродуктов) металлургического производства (заготовок) путем литья.

Ставка акциза будет зависеть от экспортных цен на такую продукцию в морских портах Российской Федерации, расположенных в Южном федеральном округе, и корректироваться на коэффициент, характеризующий рентную долю, равный 2,7%. При этом если величина экспортной цены окажется ниже 300 долларов США за 1 тонну, то ставка акциза на сталь жидкую принимается равной нулю.

Согласно Закону в отдельный вид подакцизных товаров выделена сталь жидкая, выплавляемая в мартеновских, индукционных и (или) электрических сталеплавильных печах, при условии, если доля массы лома черных металлов в общей массе сырья, использованного для производства стали, за налоговый период составляет не менее 80%. Ставка акциза в отношении данного вида стали будет определяться по специальной формуле, учитывающей стоимость использованных налогоплательщиком стального лома, ферросплавов и легирующих элементов. При этом предусматривается ограничение максимального размера ставки акциза для данного вида стали — не более 1 тыс. рублей за 1 тонну.

В целях исключения двойного налогообложения при направлении продуктов (полупродуктов) металлургического производства (заготовок) на переплавку Законом предусматривается налоговый вычет сумм акциза на сталь жидкую.

Помимо этого, предусмотрено освобождение от уплаты акциза на сталь жидкую для отдельных категорий предприятий, в том числе для небольших сталелитейных предприятий (производство не более 1 тыс. тонн в месяц), машиностроительных предприятий, а также организаций, производящих специальную сталь и включенных в перечень таких предприятий, утверждаемый Министерством промышленности и торговли Российский Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. При этом организация, производящая специальную сталь, включается в указанный перечень при условии производства такой стали не более 300 тыс. тонн в год и вправе применять освобождение только в части использования стали жидкой, являющейся специальной сталью.

Для исследования реакции государства на изменения цен на сталь крайне полезно будет проследить хронологию событий:

30 сентября 2021 г. – регистрация законопроекта

1 октября 2021 г. — назначение ответственного комитета (Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам)

Выдержка из протокола:. Назначить ответственным за рассмотрение проекта федерального закона № 1258307-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, в который направлять до 30 октября 2021 года отзывы, предложения и замечания.

30 октября 2021 года – окончание сбора отзывов

10 ноября 2021 года принятие законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту (Срок представления поправок в двухдневный срок со дня принятия постановления; 12.11.2021)

15 ноября 2021 года — внести законопроект на рассмотрение Государственной Думы (17.11.2021)

17 ноября 2021 года   Рассмотрение законопроекта Государственной Думой и принятие его во втором чтении

17 ноября 2021 года  Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы и предложение принять закон (Предлагаемая дата рассмотрения Государственной Думой 18.11.2021)

18 ноября 2021 года Поступление законопроекта в Совет Федерации и предложение одобрить закон

19 ноября 2021 года – одобрение закона Советом Федерации

Время прохождения закона не более 2 месяцев, что является весьма быстрым сроком для отечественной законодательной системы. Интегрированные металлургические заводы, приватизированные после событий 1991 года, определенно перестают быть банкоматом для своих владельцев и начинают пополнять бюджеты всех уровней. Электрометаллургия в условиях подписанного РФ Парижского соглашения, напротив, нуждается в поддержке, как технология, максимально способствующая снижению «углеродного следа» и введение акциза на электросталь существенным образом снижает усилия металлургов по достижению углеродной нейтральности.

Одновременно Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году», принятым Государственной Думой 16 ноября 2021 года, предусмотрено установление норматива зачисления акциза на сталь жидкую в федеральный бюджет в размере 83% и в бюджеты  субъектов Российской Федерации в размере 17%.

Данная мера позволит нивелировать возможное образование выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в результате косвенного влияния изменений на поступления налога на прибыль организаций.

Loading

0