С Новым Годом, ЗВЁР! Рекорды года и планы металлургов в январе.

Вот и наступил январь. Закончился 2021 год. Без преувеличения можно сказать: год был рекордным для металлургов и для металлоломщиков во всех отношениях! Попробую подвести итоги года для статистики и для того, чтобы можно было потом быстро вспомнить что происходило в прошедшем году. Итак.

В 2021 году был заготовлен и поставлен на заводы рекордный за последние семь лет объем металлолома – 26 млн тонн! И это без экспорта! Столько лома не потреблялось заводами с 2008 года. Некоторые еще помнят чем закончился 2008 год….. (( 2021 год закончился гораздо позитивнее)) По ЖД базе объем отгрузки составил 14, 5 млн тонн. Это тоже рекорд за последние 9 лет. Последний раз подобный объем перевозился по ЖД в 2012 году. Надо отметить, что тенденция по «переезду» поставок лома с ЖД транспорта на другие виды (авто и водный), которая началась в 2008 году продолжает развиваться и, по всей видимости, за ней – будущее! С политикой РЖД не удивительно. Историческая справка: лом в 2005 году стоил (для сравнения) 3470 руб/тн (внимание!!!) – С ДОСТАВКОЙ из Москвы на Северсталь! 3560 – С ДОСТАВКОЙ на Уральскую сталь! 3 600 С ДОСТАВКОЙ из Москвы на ММК. На сегодня только тариф РЖД из Москвы до ММК будет в районе 3200 руб/тн. Ну это так – для общего развития))

2021 год показал, что утверждение скептиков о том, что лом кончился – не выдерживает критики. Лом есть! Лома хватает! Вопрос в стоимости его извлечения и заготовки. Ценник «животворящий» творит чудеса и 2021 год тому подтверждение! Цены были на протяжении всего года высокие и вот результат – заготовка лома побила все рекорды. При этом необходимо отметить, что немаловажное значение имеет не только абсолютное значение цен, но и их динамика, скорость роста или падения. При вялом росте цен заготовка практически не растет. Поставщики быстро «адаптируются» к ценам и рост заготовки прекращается, а динамично и сильно изменяющиеся цены дают заметный прирост заготовки. Рост цен последних двух лет заметно снизил сезонность в заготовке! Если в начале 2000-х поставка на заводы в январе 900 – 1 000 тыс тонн считалась очень хорошим уровнем, то в сегодняшних реалиях 1,3-1,4 млн тонн уже не рекорд! Опять же – все это благодаря сегодняшнему уровню цен!

Если посмотреть, как менялись на цены в 2021 году (начало года и конец), то вроде как «ровно». Взять ту же Москву: начали год с цен 27000 и закончили примерно теми же 27000 рублями, но при этом внутри года сначала «спустились» до 24000, а потом заглянули за 30000 руб/тн. Вот такой «расколбас». 27000 +/- 3000 рублей за тонну. Это цены без доставки. По Сибири разброс цен был меньше, но общая тенденция такая же.

В 2021 году заводы сформировали рекордные за последние семь лет запасы – более 3,5 млн тонн! Все это позволяет им в январе «выступать на расслабоне»)) Что они уже и сделали, объявив о снижении с 15 января. На мой взгляд – зря они так! Лишнее это уже. Ну да ладно…

Декабрь привезли все и даже перевезли. На снижении цен поставщики выгрузили все что было, а погода только способствовала этому. При таких остатках даже писать о том, что кто-то из заводов не выполнил план в декабре – смешно!)) Потому – увольте – не буду этим заниматься. Прогноз снижения цен был 2000 – 2500 по факту имеем 2500-3000 рублей. Немного больше плана, но с учетом того, что последнее снижение было проведено с 28 декабря можно считать, что это уже январь)), а значит прогноз попал в десятку. Даты снижения можно четко определить по ЖД базе – всплеск отгрузки – дата предшествующая снижению)). Однако, как и ожидалось, каких-то гигантских всплесков отгрузки не происходило. И это – нормально!

В январе заводы продолжили снижение. С 15 января уже многие объявили о снижении цен на 500 рублей. Хотелось бы отметить тот факт, что с момента начала снижения цен (с начала декабря) подход к снижению со стороны заводов несколько изменился. Если первые два-три снижения происходили практически синхронно и на одну и ту же величину по регионам, то в конце месяца среди заводов появились «отщипенцы», которые начали проявлять «избирательность» в вопросе снижения цен. Типа: «Жд снижаем сегодня, а авто – подождем пару дней» или «тут снижаем как все, а тут – меньше на сто рублей». Появилась разница в ценах по разным потребителям. На мой взгляд, это свидетельство того, что снижение заканчивается. Некоторых потребителей отгрузка перестает устраивать. Но это только догадки……

Планы января, как всегда, ниже декабрьских и это явление традиционное. На январь заводы запланировали привезти без малого 1,6 млн тонн. План большой, но выполнять его не обязательно – остатки уж слишком большие на заводах. Январский план по привозу лома всегда выполняется на 50 % за счет объемов, переходящих с декабря. В этом году объем переходящих вагонов за счет снижения цен был достаточно большим (порядка 250 тысяч по всем заводам). Несмотря на большой объем переходящих вагонов отгрузка первых 10 дней января была не слишком ударной, так что январские планы по большинству направлений не будут выполнены, но для заводов это не критично. Невыполнение планов января – явление практически традиционное. Так что в январе нас ожидает еще одно снижение цен (с 15 января) на том, я полагаю и должны остановиться. Смею предположить, что снижение закончилось. Уже сейчас заводы начали «дифференцировать» это снижение – тут снижаем, тут не снижаем, тут «рыбу заворачиваем»!)

Гораздо интереснее заглянуть в февраль. Попытаюсь пофантазировать про февраль. Месяц короткий. Запасы начнут «подъедать». На дворе зима, а в этом году она снежная и контрастная (то снег, то дождь). К февралю подойдем с ценами ниже пиковых на 3000-3500 рублей. Заготовка будет не айс…. Планы привоза лома в феврале будут выше январских. Потребление проката не падает, сбыт есть, хотя ситуация не столь радужная. На экспорте пока тихо. Турецкие потребители не готовы покупать лом дорого, а дешево наши экспортеры не смогут продать. Пошлины и внутренние цены не дадут это сделать (вообще, этот год может похоронить экспортеров лома как класс, если не отменят пошлины или не произойдет глобальной девальвации рубля). Спрос на квадратную заготовку присутствует только со стороны африканских потребителей и юго-восточной азии. Турки выключились из этой гонки из-за девальвации турецкой лиры. Заготовка в моменте подорожала до 610 долларов, но на сколько эта тенденция продлится – большой вопрос! На внутреннем рынке торговые сети металлургов затарились арматурой и фасоном под самые краны в ожидании повышения цен со стороны металлургических компаний. У металлургов с нового года новые правила игры при экспорте, новые налоги, новые акцизы. С одной стороны — они готовились к этому моменту заранее и заготовку в портах начали складировать еще в конце ноября. Так что при наличии спроса на экспорте дополнительного объема в производстве не должно появиться. Но! В феврале должны запустить электропечку на ММК (трансформатор горел в ноябре) и потребление лома должно вырасти! В феврале должна выйти с ремонта печь на БМЗ, а это дополнительный спрос по центру на лом. К концу первой декады февраля у небольших потребителей, которые традиционно зимники формируют небольшие (ТЭМПО, Аша, Ярцево, Тула и пр) зимние запасы начнут «просвечивать» на солнце. Это не позволит ценам снижаться дальше. Не привезти план в январе, когда на складе 500 тыс это не то же самое, что не привезти план в феврале, когда на складе будет уже только 350 тысяч, а впереди март…. А переходящих объемов с января на февраль будет на порядок меньше чем с декабря на январь (это я про вагоны). Так что февраль может стать месяцем изменения тренда цены со снижения на рост. Первыми, традиционно, будут небольшие потребители, которые будут просто вынуждены что-то делать для увеличения поставки в свой адрес. Рентабельность позволяет поднять цены, так что первые решения об увеличении цен будут приниматься легко и быстро.

Ну а дальше все как всегда: при низких объемах отгрузки любое уменьшение объема будет заметно даже для крупных потребителей, которые будут пытаться поддержать поток в свой адрес и уж никак не согласятся с его уменьшением. Начнутся «спеццены», бонусы, согласование «индивидуальных» цен на объемы и пр «ухищрения». Следующий шаг – повышение цен в общих прайсах. Первое движение цен вверх приведет к «депозитам» в ломе у поставщиков. Ну а дальше – побежали вверх. Резво и с удовольствием. Заводы почему-то понимают цены гораздо быстрее и активнее чем снижают))))

Всех читателей с наступившим Новым Годом! Будьте здоровы! Берегите себя и близких!

Loading

0