Долгожданный ЗВЁР: апрель «Как есть»

Здравствуйте всем!

Март уже ушел в историю. Уверен, что март 2022 года все запомнят. Чем он был примечателен на рынке лома? – Обвальным снижением цен (о котором писалось в прогнозе на март). В марте несколько крупных потребителей даже остановили покупку металлолома (заводы группы НЛМК во второй декаде марта и Северсталь с начала марта и по сей день). Очень тревожный колокольчик. Что касается планов марта, то их не выполнил разве что БМЗ. Но тут причина понятная и старая – с оплатами периодически возникают проблемы. Остальные заводы планы привезли и даже перевезли. Вообще в марте этого года отгрузка была выше чем в марте прошлого! И это несмотря на падение цен! Т е на площадках лом был! Кто-то копил, кто-то ждал продолжение повышения цен и когда после 24 февраля стало понятно, что повышения больше не будет – начали резко отгружать все что накопили! Результат на табло: в марте 2021 года было отгружено 1,8 млн тонн, а в марте 2022 года уже 1,9 млн тонн. При этом в марте 2021 года мы росли. Вообще, два месяца двух лет в противофазе: февраль 2021 – снижение, февраль 2022 –»ралли вверх», март 2021 – повышение, март 2022 – «обвал». Забавно. А еще говорят, что рынок лома легко предсказуем!

За март улетели вниз на 7000 – 8000 рублей и продолжаем снижаться.

Воображение рисует какие-то картины апокалипсиса, пытаюсь гнать их прочь – они возвращаются.

Попытаюсь нарисовать картину новой действительности (как видно из леса). Итак. За 2021 год все Российские металлурги произвели более 76 млн тонн стали (это данные Росстата если что!). Экспорт по разным оценкам составил от 30 до 40%. Допустим 30% уехало за «рупь ежом». Что имеем внутри страны по потребности? 53 млн тонн с небольшим хвостиком. Т е каждая третья тонна стали была вывезена из страны! Отсюда и спрос на лом и бешенный рост цен на лом в январе-феврале этого года. Ралли должно было продолжиться. Должно было…..было….Но случилось иначе – санкции, запреты, отказы от всего Российского со стороны ЕС и Америки. В итоге – сужение сбыта с одной стороны, нарушение логистики – с другой. Утверждать, что кто-то из металлургов пострадал больше, а кто-то меньше – считаю не верным. Все сейчас на одной подводной лодке. Сейчас металлурги будут пытаться продать как можно больше внутри страны. Это неизбежно толкнет цены на прокат вниз. Пока это не произошло (что весьма странно в сегодняшней ситуации), но, полагаю, это вопрос небольшого времени. Мы увидим снижение цен на готовый прокат внутри страны. Уж слишком большое желание продать и загрузить мощности по стали будет у всех металлургов. У них просто выбора нет! Надо переориентировать потоки на внутренний рынок – это новая парадигма, в которой придется жить не один день. Повторюсь – цены на прокат еще не двинулись вниз! Смею предположить, что в пользу удержания цен сыграла логистика! Прокат сложнее стало доставить. Доставка еще подорожает! А через какое-то время может начаться дефицит транспорта из-за отсутствия запчастей. РЖД уже «подготовилось» – предлагают повысить тарифы «здесь и сейчас» и индексировать их каждый месяц! МА-ЛАД-ЦЫ. Вот уж поистине: «Кому #### ########, а кому – мать родна» Ну так вот. Попытки продать на экспорт будут, и будут удачными, и чем дальше – тем больше, но все равно это уже не будет 30 % от производства. Внутри страны дополнительно к уже потребленным 53 млн «растолкать» еще 10, 20 млн тонн – вот совсем не реально! Это означает только одно – снижение производства. Производство снизится еще по другим причинам, но о них не хочу даже писать. (( В итоге, производство стали снизится и снизится весьма существенно (помните, что каждая третья тонна уезжала из России!). В этом году снижение может составить процентов так 20 на вскидку. Значит лома понадобится меньше. Не на 20 % — меньше.

Теперь что будет с рынком лома? Экспорт закрылся и его не откроют «по обоюдному согласию сторон». Россия будет повышать пошлины, чтобы всячески препятствовать вывозу «стратегически важного сырья», а за граница нам не поможет! Отсутствие морского тоннажа, отказ банков финансировать сделки с товаром из России, повышение фрахта, возможные «вторичные» санкции для покупателей лома из РФ, ограничение судоходства в Черном море – все это приведет к тому, что отгрузки лома на экспорт будут носить очень фрагментированный характер и будут нести в себе очень большие риски! Так что 3-3,5 млн. тонн лома (которые уезжали на экспорт) мы, скорее всего не соберем!

В прошлом году страна заготовила и отгрузила по одним данным 30 млн, по другим 28,5 млн тонн металлолома. (Комментарий ИНФОЛОМ: мы категорически не согласны с авторским мнением по данному вопросу. Предполагаем, что ломосбор составил не более 23 млн. тонн) При этом экспорт составил порядка 4 млн тонн. Возьмем меньшую цифру – 28,5 «игого» минус 3 млн (не собранный объем экспорта) получим 25-25,5 млн потенциально можем собрать внутри страны. Но металлургам столько не нужно! Снижение выплавки стали на 20 % приведет к снижению потребности в ломе, допустим, на 15 % (предполагаем что электрометаллургия более эффективна – что само по себе очень спорно!). Значит металлургам нужно будет 21-21,5 млн тонн. А теперь давайте посмотрим (мы же не первый день живем?) когда мы столько поставляли на заводы – какие цены были на рынке? Память уводит меня в 2016-2017 года. Тогда были сопоставимые объемы потребления в 21-22 млн тонн. А теперь…..барабанная дробь…….какие были тогда цены? А цены были 12 500 максимум в 2016 и 15 400 максимум в 2017 году рублей за тонну без доставки! Добавьте сюда инфляцию, падение ломосбора, натяните «сову на глобус» и выше 20 000 рублей вряд ли получится обосновать самому себе! Вот он — новый уровень цен для сегодняшней действительности. Это цены продажи на заводы!!!!! С закупом гораздо хуже! Запчасти, ГСМ, ремонты, оборудование – все за это время крепко подрожало! Это значит — маржа ломозаготовителя должна адекватно вырасти для того, чтобы бизнес тупо не стал убыточным! Но! Рынок настолько привык к высоким ценам, что в сегодняшней ситуации он мгновенно не привыкнет к новым ценам! Нужно время! Будет период, когда придется работать в «минус» придется выбирать – «плохо работать или хорошо и плотно стоять».

По итогам марта заводы вышли на уровень цен 23 000 – 24 000 без доставки. Это означает, что есть еще куда падать с одной стороны, но с другой стороны – заготовка уже совсем хромает. А тут еще НЛМК со своей забавой – цены дочек в который раз становятся сопоставимы с ценами при покупке транзита на заводы НЛМК. Это делает заготовку совсем убыточной по таким ценам! Мой прогноз – в апреле мы должны немного остановиться со снижением! Допускаю, что по некоторым регионам (в основном это может коснуться центральной части) даже возможно некоторое повышение цен(опять же планы по заводам НЛМК хорошие)! Как это не странно звучит! Причины две – планы у металлургов на апрель по сбыту относительно неплохие и отсутствие складов лома как у металлургов так и у ломозаготовителей. Это даст небольшую передышку в происходящем «обвале» цен. Но это не на долго! В конце апреля в начале мая заготовка возьмет свое! Предложение лома увеличится и это опять толкнет цены вниз. Я так считаю. Возможно – я заблуждаюсь. Но воображение рисует картины……

Почему равновесие шаткое? Два слова. Планы апреля 2,1 млн тонн лома по всем потребителям (понятно, что цифра не совсем точная). В марте привезли 1,93 млн тонн. Дефицит в 170 тыс тонн для весны – это очень мало (в марте при падении цен объем поставки вырос на 420 тыс(!!!!)! Рынок готов расти больше! Именно по этой причине считаю, что в апреле заводы планы перевыполнят, а в мае предложение только увеличится. Потому цены еще поедут вниз. Мы выходим из периода дефицита. Предложение увеличится, потребность увеличится в меньшем объеме – дефицит закроется. Да, в этом году не будет такого вала металлолома весной как это бывает обычно, а его и не нужно столько! Да, сейчас часть поставщиков откажутся работать с металлоломом, отменятся тендера, встанут демонтажи объектов – они просто станут убыточны. Рынок должен привыкнуть к новым ценам, к новой реальности. Для этого нужно время. Месяц – два. Нам всем нужно время и осознание ситуации. Желаю всем это осмыслить и осознать как можно быстрее. Нам нужно всем привыкнуть на новым реалиям.

ЗЫ. А Уральская сталь резко повысила потребность в ломе с приходом нового собственника! Так что прогноз о том, что у ММК появится «новый» потребитель под боком – оправдался. Надолго ли? Не знаю. Но пока – факт! (Комментарий ИНФОЛОМ: у нового собственника есть выбор – платить за русский лом рублями или за казахскую руду и уголь валютой, или же обсудить рублевые платежи с собственниками рудных активов и коксохимических предприятий. Полтавская руда для любого российского предприятия сейчас недоступна..).

Loading

0