ЗВЁР в октябре

— Видишь суслика?
— Нет……
— И я не вижу. А он – есть!
(ДМБ)

Однако, здравствуйте! За окном желтые листья, а на календаре – …-е октября. Пора подводить итоги сентября и строить планы на октябрь.

Прогноз на сентябрь, сделанный в августе, можно считать случился. Весь месяц прошел под знаком минус по ценам. Основными регионами по снижению цен были регионы Центра и Юга России. Не удивительно. Экспорта нет, а эти регионы традиционно «смотрят» и очень чувствительны к ценам на экспорте. Поволжье снижалось даже меньше, чем прогнозировалось – порядка 1000 рублей за месяц. По Уралу заводы группы НЛМК, ПНТЗ и ТМК провели коррекции цен, Магнитка устояла без изменений. Таким не хитрым способом Магнитка вернулась в рынок по ценам. Сибирь за сентябрь сделала два раза по минус 500 рублей, но последнее снижение ЕВРАЗ не поддержал, т.к. это уже будет ниже уровня ММК. В общем и целом — из заявленных 2,5 млн тонн в сентябре заводы привезли 2,37 млн тонн. Это больше августа, но меньше чем хотелось бы. Основной отстающий прежний – ММК. На этот раз невыполнение плана еще больше, чем в августе – минус 160 тысяч. Второй месяц Магнитка «радует» коллег своей стабильностью по ценам и по недовозу, давая возможность остальным выполнить планы и снизить общий уровень цен. Хорошо это или плохо? Для заводов – конкурентов (да! Они – конкуренты!))) это просто замечательно! Для поставщиков – так себе стратегия! Ряд заводов квотирует поставку. Магнитка традиционно является отдушиной, куда можно везти всегда, а тут – вроде и можно, но цены уж больно низкие. Для самого потребителя (ММК) – не самый лучший вариант. Вываливание из рынка на два месяца больно бьет с одной стороны — по дочкам, с другой стороны – по самому заводу. Зачем ММК осознанно проводит такую политику – можно только гадать, но его возврат, как покупателя, в рынок, полагаю, будет очень болезненным процессом как для «коллег», так и для самого комбината. Позиция «медленно спуститься с горы»……. Это, несомненно, прекрасно, но ведь стадо могут охранять!)))) Ну к этому еще вернемся. А пока – итоги сентября. Из не выполнивших план (помимо ММК): ЗСМК, ВТЗ, СТЗ, ТагМет, ПНТЗ, БМЗ. Как видите – список достаточно большой и не традиционный для последних месяцев. Всех их объединяет одна причина – недостаток вагонов. Планы по автопоставке все выполнили и даже попытались недостаток вагонов компенсировать автопоставкой, но не получилось. Уж слишком тяжело двигаются вагоны и слишком велико отставание от графика. Общая отгрузка (читай – заготовка) выросла в сентябре процентов на 5%, не больше. Но это все же рост! Т.е. осенний рост активности никто не отменил! Это хорошо! Это означает что впереди нас ожидает еще один месяц активной работы как минимум!

Пару слов о готовой продукции у металлургов. Если кратко – она не дорожает! Квадрат «простоял» на уровне 595-600 долларов за тонну, лом также не изменился – 425-430 долларов. Но фрахт! Фрахт подорожал «в разы», что делает экспорт еще более не привлекательным. Питерские экспортеры судорожно ищут направления отгрузки, а учитывая их «заточенность» под экспорт и автопоставку – альтернатив у них не много, а тут еще Северсталь их «подъедает», перекупая лом у поставщиков. Надеюсь, что бОльшая часть экспортеров все же переживет этот период (держим пальцы крестиком)).

Что нас ждет в октябре? Планы «копейка в копейку» повторяют сентябрьские. 2,5 млн тонн запланировали все заводы привезти в октябре. Но планы октября, на мой взгляд, существенно отличаются от сентябрьских! Не в смысле объемов, а в смысле необходимости их выполнения. Попытаюсь изложить по порядку. Будет сложно, но все же… Октябрь – это последний месяц, когда растут отгрузки и заготовка еще идет «полным ходом». Октябрь – это последний месяц, когда можно доформировать зимние запасы на заводах. В ноябре положить зимник возможно далеко не всегда. Планы снижены у БМЗ (печь остановили на ремонт) до 75 тысяч. У Северстали зимник сформирован в полном объеме. В итоге планы по Северстали снижены относительно факта сентября на 40 тысяч. В итоге по Центру имеем локальный профицит, который позволит продолжить снижение цен в октябре. По Центру в октябре можем увидеть снижение порядка 1000 рублей. Больше не должны – заберет Магнитка.

На Волге ТЭМПО будет формировать зимний остаток. Традиционно они его формируют за месяц и успевают. Будет сложно, так придется привлекать вагонные поставки, а с вагонами ТЭМПО мягко говоря – «не дружит». Перевозчики очень неохотно ставят вагоны в направлении станции Круглое Поле. Уж очень долго вагоны разгружаются. Большие простои. А с учетом дефицита вагонов ставки могут вырасти кратно! По Волге снижение возможно, но совсем не критичное – рубликов 500 – 700 можем отминусовать (с каких это пор 500 рублей стало «не критичным» снижением цен?? – ан нет….не критично))))

Ситуация на Урале и в Сибири целиком и полностью будет зависеть от того, что будет делать Магнитка. Октябрьские 300 тысяч плана это уже ТРИСТА тысяч, а не «сколько приедет»! Могут недовезти, но отставать на трамвайную остановку по выполнению плана, я полагаю, им уже не позволят! Логично и понятно желание подождать, когда остальные снизятся и поток лома сам собой повернет на ММК, но остальным участникам рынка план тоже надо везти, а явно перевозящих планы не предвидится! В этой ситуации план – «спуститься с горы» может не сработать! Просто никто не отдаст больше, чем он может отдать! Боюсь, что сработает принцип: «каждый за себя». Магнитка будет ждать дальнейших шагов по снижению от «коллег», и «коллеги» от ММК. В итоге Магнитка может не выдержать. Уж слишком велик риск войти в зиму с малыми остатками, а в январе остановка домны, а потом ремонт сталеплавильных агрегатов……. Именно это имелось ввиду, когда писалось о том, что возврат в рынок может быть очень болезненным для всех! Хотя может именно этого менеджмент ММК и добивается? Если сформировать склады на своих дочках, а в период октябрь-ноябрь поднять цены с мотивацией «ну посмотрите, мы ниже рынка, и никто на нас не грузит», тем самым получить очередную медальку за экономику своих дочек. Ведь именно это и было сделано в весенне-летний период – дочки скупали лом на земле по высоким ценам, а потом резко цены пошли вверх с мотивацией «нам нужно 350тыс/мес». В итоге и 350тыс.тн привезли и экономику дочек подняли впервые за долгое время, но вот сколько переплатил сам ММК за этот лом? Пару месяцев назад писал, прикинув «на коленке» …. 3000р*350тыс.тн …. получается 1млрд. …. дороговато мне кажется.

Заводы НЛМК в сентябре «ювелирно» выполнили взятые на себя обязательства. Это позволяет сделать вывод о том, что в октябре они смогут чем-то помочь «коллегам», но координально картину мира они поменять, увы, не смогут. Хотя объемы отгрузки дочками НЛМК прямо скажем – впечатляют в этом году! Такая отгрузка возможна во многом благодаря ценовой политике по отношению к дочкам со стороны головной компании. Не знаю на сколько отличаются цены дочек НЛМК от цен для остальных поставщиков на сбыте, но судя по ценам на площадках – разница просто «на трамвайную остановку».

На Юге в октябре имеем явно выраженный баланс спроса и предложения. Экспорта нет. Планы заводов равны факту сентября. В итоге заводы юга имеют все шансы продолжить плавно сползать вниз при росте отгрузок в их адрес. Зима на юге наступает позже, так что октябрь еще даже не осень!)

По Сибири наблюдается небольшой дефицит, порядка 40 тысяч на октябрь, но он целиком и полностью приходится на Амур. Там основная проблема – вагоны. Они приходят на Дальний Восток уже груженые углем и там «умирают» в ожидании выгрузки. Дальний Восток – это то место, куда вагоны идут умирать……

С вагонами в октябре существенных улучшений не предвидится. Вагоны начнут появляться во второй декаде ноября – это в лучшем случае! И это еще один аргумент в пользу того, что выполнение большого плана – под вопросом.

Вообще тренд на снижение стал очень зыбким. Любое, пусть даже небольшое повышение цен одним из потребителей может привести к снижению отгрузок и «депозитам в ломе», но начать формировать «депозит» в октябре … такое могут позволить себе только чьи-то дочки. Неужели перед Новым Годом будет еще 1млрд? Посмотрим. Как говорил герой одного из фильма: «Не думал, что я это скажу, но: «Я иду за свинкой!» Покупаем попкорн! Октябрь обещает стать интересным! Интереснее может быть только ноябрь! В ноябре металлурги начнут контрактовать поставки января, а это означает, что от того какие будут цены на экспорте в ноябре будет зависеть — будет рост производства у электрометаллургов в ноябре-декабре или нет? Пошлины на прокат с января должны снять, заменив их повышением НДПИ и акцизом на жидкую сталь. Экспорт заготовки и арматуры может вновь стать рентабельным. А это — спрос на лом, хоть и небольшой с учетом НДПИ и акциза!

Резюме. В октябре по центру и югу нас ожидает снижение от 1000 рублей за месяц, Поволжье – снижение от 500 до 700 рублей, Урал и Сибирь – до 500 рублей. Получилось очень много про Магнитку, но они сейчас реально тот маяк, на который смотрят все и который может повернуть рынок как захочет! Надеюсь, вы меня поймете и простите!

ЗЫ. Когда текст уже был написан Магнитка объявила о снижении цен по Поволжью на 500 рублей. Несмотря на это по-прежнему придерживаюсь описанного сценария.

— Видишь вагон?
— Нет!
— И я не вижу. А он – есть!

Loading

0