Введение НДС на лом: как развивались события по подготовке законопроекта

16 ноября  Госдума приняла в третьем, окончательном чтении бюджетообразующий закон, регулирующий особенности взимания ряда налогов, в частности из перечня операций, не подлежащих обложению НДС, исключается реализация лома и отходов черных и цветных металлов.

Как началась работа по разработке законопроекта? Она началась с осознания предприятиями-бенефициарами нового закона своих экономических интересов и их описания в формальном виде.  На III Межотраслевом Форуме «Уральский рынок лома и промышленных отходов» — 2015 состоявшейся 7-8 июля 2015 г., приняли участии более 100 представителей со всей страны.

Форумная часть конференции проходила в пятизвездочной гостинице «Рамада» в Екатеринбурге. Ее модераторами стали Ольга Старцева, директор ООО «УралИнфо», эксперт комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ, председатель комиссии по природопользованию и экологии Уральской ТПП, член общественного совета министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области и Олег Масленников, Управляющий директор Istok Corporation LLC (RUSLOM®/ИНФОЛОМ, Москва), руководитель подкомитета по экологическому консалтингу Комитета по Консалтингу Московской ТПП.

Традиционно на конференции широко представлена алюминиевая отрасль и органы власти, первая секция конференции так и называлась — Открытый диалог бизнеса и власти. Предприниматели смогли получить ответы на свои вопросы «из первых рук» от руководителей надзорных органов — прокуратуры, УВД, налоговой службы, а также Ростехнадзора, Росприроднадзора и других надзорных структур.

В частности представителями отдельных заводов говорилось следующее:

НДС на рынке вторичного алюминия и шире – на рынке вторичных цветных металлов. НДС на лом ныне отменен. Как результат — целая отрасль, которая живет за счет возмещения НДС через фирмы–прокладки на втором-третьем уровне. Многие фирмы только затем и собирают лом, чтобы затем, переплавив его в чушки полукустарным способом (это не сложно), перепродать их через компании – однодневки и получить возмещение НДС. Это и есть суть их бизнеса.

Есть несколько подходов к решению проблемы. Первый – освободить от НДС реализацию вторичного алюминия и сплавов. Второй – ввести механизм налогового агента, как это принято во всем мире, но это концептуально не укладывается в российское налоговое законодательство.

Третий – администрирование, борьба с прокладочными фирмами-однодневками по линии МВД. Использование электронных деклараций, о которых говорила Ольга Ермолина, но его эффективность этого подхода будет ясна через год.


Примечание ИНФОЛОМ: сейчас по делу одной из фирм-экспортеров фигуранты получили реальные сроки тюремного заключения.


В чем минус первого подхода, освобождения от НДС вторичного алюминия и сплавов? Во-первых, всегда есть производственные расходы, по которым НДС не возмещается, и которые ложатся на затраты фирмы. Второе – сама дефиниция: что понимать под понятием «изделие из вторичного металла»? Для этого требуется глубокий технический анализ и четкие юридические формулировки, иначе ни налоговые, ни таможенные органы не смогут определить, из какого металла, вторичного или первичного, произведена продукция. Химсостав один и тот же. Масштабы проблемы, масштабы хищений в отрасли – 4-8 млрд рублей в год, по оценке экспертов отрасли вторичных металлов.

В результате отмены НДС существенно сократились объемы сбора цветного лома на уральских заводах. В частности, КУМЗ, производитель алюминиевых полуфабрикатов, и в своем производстве использует как первичный алюминий, так и отходы собственного производства и лом со стороны. По данным, которые привел на конференции Максим Нони, начальник отдела шихтовых материалов КУМЗ, когда приняли закон об отмене НДС на этом рынке в 2008 году, КУМЗ был законодателем цен на алюминиевый лом не только в регионе – но и по всей стране. После его принятия КУМЗ начал терять позиции. Если в 2005 КУМЗ собирал 14 тыс т лома в год, в 2006 году – 16 тыс т, 2007 – 19 тыс т, в 2008 году — 8 тыс т. (При среднем выпуске продукции на КУМЗе от 100 до 120 тыс т).

Ценовая политика на рынке вторичного алюминия уже давно ориентируется на котировки LME. В 2006-08 годах наши закупочные цены отличались от цен LME на 350-400 долларов. И нам везли лом со всей страны по 16-18 тыс т, это был взаимовыгодный бизнес, ломозаготовители хорошо зарабатывали. С 2009, когда начал действовать закон, объемы сбора лома на КУМЗе упали до 1,5 -2 тыс т. И остаются на этом уровне до последнего времени. Чтобы мы не делали – не помогает. КУМЗ – на виду, мы придерживаемся законодательства, не используем серые схемы, которые в ходу на рынке. Цены на рынке растут. Мы их тоже поднимали – доходило до того, что у КУМЗа ломосдатчики хотели купить лом по нашим ценам – чтобы перепродать их дальше.

Сейчас лом к нам не везут даже с нашего региона. АЛКОА в таких условиях полностью отказались от практики закупки лома, компания перешла на первичный алюминий с гарантированной химией. Такой подход гарантирует качество по химсоставу. Сравнивая нынешние высокие цены на лом и цены РУСАЛа на первичный алюминий, мы делаем вывод, что нашему заводу проще покупать чистый алюминий, а не лом.

Из вышеприведенного текста становится ясной экономическая мотивация предприятий-потребителей лома. Действует ли такая же логика для черного лома? За год с первого квартала 2014 до первого квартала 2015 цена на лом в Турции упала на 100 долларов – с 369 до 269 долларов за тонну. Подешевела на треть, тогда как цена на ЖРС упала вдвое. Поэтому у металлургов вырос интерес к чугуну и другим заменителям лома.

Если в июле 2014 года крупнейшие потребители лома РФ купили 934 тыс т , то в июле 2015 года — всего 639 тыс. т. План закупа по всем заводам РФ упал примерно на 600 тыс. т по сравнению с прошлым годом.  «НДСный» чугун выгоднее использовать по сравнению с ломом. В 2014 году заводы столкнулись с падением цен на ЖРС почти вдвое, рынок лома оказался не готов к аналогичному снижению цен, в результате металлурги начали заменять лом на чугун. Доля лома в потреблении заводов падает на момент написания доклада в 2015 году. В то же время участники рынка сходятся в том, что НДСный лом будет относительно дешевле. Будет ли больше проблем у поставщиков? Если конечный потребитель за границей, то спор по возмещению НДС может закончится реальным сроком, как показало дело Базиса. А вот если НДСный лом идет на отечественный металлургический завод с сильным лобби, то «кошмарить поставщиков» такого завода будут весьма умеренно без перекосов и перегибов – перебои в поставках сырья крупному металлургическому заводу из-за разгула активности налоговых органов чреваты жалобами стальных магнатов на высоких уровнях власти. И все это заметим, формально в рамках правил ВТО, с согласованной экспортной пошлиной 5% и без каких либо нарушений Россией своих международных обязательств. Ну а что поставщики призадумаются, грузить в таких условиях на экспорт или нет даже при несколько большей паритетной цене, это сугубо их выбор и государство с металлургами тут не при чем. Перспективы тарифного и нетарифного регулирования операций вывоза металлургического лома – важного сырья для металлургии РФ обсуждались 2-3 июня 2016 года в Екатеринбурге на IV Межотраслевом Форуме «Уральский рынок лома и промышленных отходов».

От момента описания своих экономических интересов предприятиями и лоббистами отрасли до принятия закона Госдумой прошло 29 месяцев. Это достаточно высокая эффективность работы лоббистов, депутатов и бенефициаров законопроекта. Противники законопроекта не приняли во внимание серьезности информационно-аналитической проработки позиции лоббистов, и возможно платят за представление своих интересов негодным для такой работы лицам.

Loading

0