Вмешательство государства в рынок подвижного состава растет — мнение

Фарид Хусаинов, заместитель председателя НП ОЖдПС, к.э.н., доцент РОАТ МИИТ

Постановление правительства, утверждающее правила предоставления субсидий на компенсацию части затрат в связи с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава, является очередным шагом в «воронке этатизма» (огосударствления), в которую постепенно засасывает отрасль.

Произошедшее только подтверждает мысль крупного австрийского экономиста Людвига фон Мизеса о том, что вмешательство государства в рынок – это попытка консервным ножом починить швейцарские часы. Сначала правительство с подачи вагоностроительного лобби вмешивается в рынок и принудительно выдавливает с него часть вагонов, заставляя списать их в металлолом, а затем оказывается, что произведённое нарушение «экологического равновесия» требует нового вмешательства. Сначала, помогая вагоностроителям, правительство ставит под удар операторов, лизинговые компании и грузоотправителей. Затем, начинает помогать операторам и лизинговым компаниям, субсидируя их, понуждая купить более дорогой инновационный подвижной состав, чем наносит удар уже по грузоотправителям, которым и придётся оплачивать весь этот праздник.

Затем оно будет вынужденно помогать грузоотправителям и выдавать уже им какую-нибудь субсидию. Таким образом, однажды появившись в экономике, небольшой очаг неэффективности, усилиями правительства будет распространяться на всю экономику. Вагоностроители, узнав, что у покупателя есть государственная субсидия, постараются повысить цены на вагон, если не на величину субсидии, то на какую-то меньшую величину.

В этом контексте рассматриваемое постановление правительства, по своему логично. Логика здесь примерно такая: если действия правительства нанесли ущерб, то оно и должно исправлять этот ущерб. Но эта логика будет требовать всё большего и большего вмешательства в рынок, и через два-три года мы вновь обнаружим себя в полностью зарегулированной среде с новым дефицитом и массой новых «неэффективностей» в разных сегментах рынка.
РЖД-Партнер

Loading

0