Ставка аренды полувагона за первый квартал выросла на 22-33% до 550-600 руб. в сутки
Среднесуточная ставка аренды универсального полувагона в России к концу первого квартала 2016 года составила 550-600 рублей за вагон, такие данные содержатся в опубликованном сегодня аналитическом докладе Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) «Грузовой железнодорожный транспорт России в 2010-2015 годах».
В прошлом году, по подсчетам ИПЕМ, операторская ставка находилась в пределах 450 рублей за вагон. Таким образом, рост доходности полувагона в первые три месяца 2016 года составил 22-33%, следует из данных доклада.
Динамика ставки была неоднородной на протяжении последних пяти лет, достигнув пика в 2012 году. Эксперты ИПЕМ в докладе не называют величину максимальных в истории российского железнодорожного рынка операторских ставок, но, по данным отраслевых СМИ тех лет, она доходила до 1,5-1,6 тыс. руб. в сутки. Впрочем, с 2012 года на рынке оперирования начался спад, в результате чего ставки аренды полувагонов 2015 года обрушились до уровня в два раза ниже, чем они находились в 2010 году.
По оценкам ИПЕМ, спад суточной ставки аренды на полувагоны связан с появившимся профицитом подвижного состава этого типа. Это было вызвано, во-первых, с избыточным производством полувагонов в период высокой доходности грузовых вагонов, и, во-вторых, со снижением объемов перевозок грузов из-за кризиса на сырьевых рынках, считают эксперты ИПЕМ.
Со второй половины 2015 года происходит постепенное уменьшение профицита полувагонов в связи с началом реализации государственных мер по обновлению парка подвижного состава операторов. Рост ставок до нынешнего уровня произошел за счет улучшения технологии управления полувагонами и снижения оборота вагона, а также незначительного повышения цен для грузоотправителей, полагают специалисты ИПЕМ.
Суточная доходность инновационных полувагонов в то же время составила 800-900 руб. в сутки, отмечается в исследовании ИПЕМ.
Всего с 2010 по 2015 год было закуплено 257 тыс. полувагонов, или 58,9% от общего объема закупок грузовых вагонов. При этом наблюдалась тенденция к сокращению объемов закупок полувагонов, что связано с насыщением парка операторов, а также ограничением доступа к кредитным ресурсам для потенциальных покупателей, отмечают исследователи.
В 2015 году объем закупок полувагонов по сравнению с 2014 годом сократился практически в два раза. Параллельно с падением объемов закупок наблюдается тенденция к росту объема списания полувагонов. Наиболее значительный объем списания полувагонов произошел в 2015 году, когда правительство ввело запрет на эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы: было списано 66,3 тыс. единиц или 11,8% от суммарного парка. В первом квартале 2016 года на сеть ОАО «РЖД» было поставлено 3,5 тыс. полувагонов, в то время как списано 18 тыс. единиц.
Начиная с 2013 года на сеть российских железных дорог начали поступать полувагоны с улучшенными эксплуатационными характеристиками — инновационные полувагоны – с увеличенной грузоподъемностью и максимально допустимой нагрузка на ось тележки. В период с января 2014 по март 2016 года на сеть было поставлено свыше 30 тыс. единиц таких полувагонов, говорится в материалах ИПЕМ.
Гудок