Северсталь и ММК: два подхода к планированию зимнего запаса
Для участников российского рынка лома одним из главных вопросов предстоящего осеннего сезона является план заводов по формированию зимнего запаса. Ниже мы представим два разных подхода заводов к этому важному для участников рынка вопросу.
Стратегия Северстали может быть описана как «закуп на спаде»: наивысший план закупа идет в момент сезонного падения цен в июне. В начале года план идет по принципу «рост за ростом спроса» — цена растет, план растет, но и спрос на прокат строительного назначения тоже растет – все логично. А вот во второй половине года получается, что запас создается на спаде цен – меньше цена, меньше спрос, ну и меньше запас.
ММК работает по другому: если закуп Северстали по форме как пирамида, то ММК как «зубья пилы». Для этого предприятия характерно более жесткая привязка к ценам и спросу – растет план и растет цена. На наш взгляд это приводит к переплате за лом на определенных временных отрезках, но в то же время есть своя логика – в период падения спроса на экспорте можно докупиться «под зимний запас».
В этом году планы заводов по закупу лома идут выше, чем в прошлом. (Таблица 1). Наряду с ростом спроса на металл со стороны ВПК, ростом цен на готовую продукцию металлургических заводов на внутреннем рынке(с чем активно борются машиностроители, трубники и тот же ВПК), и ожиданиям роста мировых цен на ожиданиях стабилизации китайского рынка и уходу от перепроизводства стали – все это позволяет надеяться на рост рынка лома уже в этом году.
Таблица 1. Планы заводов 2015 – 2016 гг.
Январь — Август (План) | |
Северсталь (2016) | 1370 |
ММК (2016) | 1300 |
Северсталь (2015) | 1215 |
ММК (2015) | 1160 |