Ломовой бизнес
Мнение: Долгое время бизнес по сбору металлолома считался одним из самых криминальных. Как он живет сейчас?
Тонны ржавеющего на пустырях железа и забытого кабеля, застрявшая в полях техника и закопанные в лесу рельсы, старый забор, батареи или отслуживший свой век холодильник – вот они, живые деньги.
Сбор металлолома давно уже перестал быть элементом пионерской жизни и превратился в серьезный бизнес. Его часто ассоциируют с криминалом, но так ли страшен черт? Разбираемся со специалистом по заготовке «Вторчермет НЛМК Север» в Рыбинске Александром Назаровым.
Взвесить все
Александр – личность в городе известная. Неутомимый участник слетов молодежи, конкурсов и субботников. Несколько лет он работал в рыбинском департаменте по физической культуре, спорту и молодежной политике, а прошлой осенью решил изучить новую сферу деятельности.
Скупка металлолома кажется одним из самых простых видов бизнеса. Купил лом за рубль — продал на переплавку за два. Но таких умников в Рыбинске не один и даже не пять, а почти с десяток. Есть скупщики, которые не утруждают себя получением лицензии, а есть легальные пункты.
«Вторчермет НЛМК Север», как следует из названия, специализируется на приеме черного лома. Главный офис находится в Екатеринбурге, остальные разбросаны по нескольким регионам.
Видеофиксация, строгая отчетность и прием металла только по паспорту как гарантия того, что сделка пройдет без обмана.
Людей с тележкой металлических отходов здесь не ждут, а вот машинам особенно рады.
— На взвешивание въезжает автомобиль, на его кузов смотрят сразу три ока видеокамер, — говорит Назаров. — Показатели автовесов видит не только оператор – вся информация передается через интернет в главный офис. Там же следят, чтобы персонал, находясь на территории пункта, был в спецодежде и касках.
Конец года для приемщиков – время подсчетов. Инвентаризация в разгаре.
Клешни грейфера цепляют один кусок металла за другим – трубы, арматуру, бочки, части автомобилей, металлоконструкций – и грузят в огромный МАЗ. Скрежет и грохот здесь постоянно, но к ним быстро привыкаешь.
Колебания рынка
В хорошие времена – для скупщиков это весна и лето – площадка способна закупать до 1000 тонн металлолома. Сезонность бизнеса легко объяснить: люди избавляются от хлама на своих дачных участках до посевной, или когда затевают строительство. На пустырях металл тоже легче отыскать, пока еще снег не выпал.
В межсезонье цена на лом резко падает. Еще в августе за тонну давали 14 тысяч рублей, а уже в октябре – на 4 тысячи меньше.
— Мы сотрудничаем не только с частниками, но и с производственными предприятиями, которые сдают нам списанные станки, конструкции от разборки старых цехов. Конечно, с такими объемами им выгоднее подождать до весны, — рассказывает Александр.
Не исключено, что цена на лом упадет снова. С 2020 года его можно будет экспортировать только через продажи на бирже, а до этого момента вводятся экспортные квоты. Это означает, что большую часть металла производителям придется реализовывать на местном рынке, который и так не испытывает дефицита.
Из Рыбинска лом отправляется вагонами на металлургические заводы в Калугу и Липецк.
— Здесь мы – конкуренты череповецкой «Северстали», — поясняет Назаров. – Мониторим цены, можем продать чуть дороже или чуть дешевле.
Прежде металл проверяют на радиоактивность и взрывоопасность, а затем режут, подгоняя под габариты, и помечают краской, чтобы избежать воровства.
Сдавать металлолом выгодно по двум причинам. Во-первых, избавляясь от уже отслуживших свое металлоконструкций, вы даете металлу вторую жизнь, что способствует улучшению экологии. Во-вторых, это – экономическая выгода
«Все давно украдено»
Металлолом часто ассоциируется с вскрытыми дачами и украденными оттуда лопатами или похищенными с кладбища памятниками. Ни того, ни другого, по словам Александра, сейчас не приносят.
— Все уже украдено в далекие нулевые, — рассказывает он. – Коллеги припоминают случай, когда мужик пытался продать целый гараж, причем чужой. Теперь такого нет, все законно. Нелегалы с нами не связываются – у нас строгая система проверки документов. Прежде чем завести паспортные данные в программу, мы проверяем по сайту МВД, действителен ли документ. Если не проверим мы – за нас это все равно сделает служба безопасности предприятия.
Сейчас стало популярным извлекать доходы из отходов. Сдавать металлолом выгодно по двум причинам. Во-первых, избавляясь от уже отслуживших свое металлоконструкций, вы даете металлу вторую жизнь, что способствует улучшению экологии. Во-вторых, это живые деньги, которые буквально лежат под ногами.
Поменяли ванну или батареи – несем не на помойку, а в пункт приема. Крыши, заборы, даже автомобили, по частям или прямо целиком, тоже – так и разбогатеть нечаянно можно. Например, синяя «двенашка» в середине многометрового железного пирога попала в пункт прямо с дороги – у нее отвалилось колесо, и хозяин сразу решил избавиться от нее.
Весь лом принимается с так называемым засором, даже если это обрезки от новых труб.
Закладываются естественные потери на резку, обработку уже на месте, на глаз. Если сдается автомобиль полностью в сборе, с колесами, салоном, стеклом, то процент засоренности может доходить до 30%. На трубы из земли, в гудроне и с грязью внутри – минус 30-40%.
Сколько их еще – зарытых в землю, лежащих под водой и хранящихся в гаражах-сараях железяк?
На наш век точно хватит, а там уже и новые состарятся. Александр Назаров называет бизнес на металлоломе не только прибыльным, но и вечным. Это как нефть и газ, которые никогда не закончатся. Строгая отчетность, квоты на экспорт, а в недалеком будущем – переход на безналичный расчет: сдал металл – пришли деньги на карту – все это шаги к тому, чтобы он стал еще и абсолютно прозрачным.
НАДЕЖДА ОСЬМИНИНА, «Рыбинские известия»