РЖД намерены повысить тариф на экспортные грузоперевозки на 19,6%
Источник в РЖД пояснил, что упрощение правил изменения тарифов в рамках «тарифного коридора» должно позволить компании «более оперативно реагировать на изменения конъюнктуры товарных рынков»
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) для обеспечения финансовой сбалансированности работы на 2017 год в условиях дерегулирования тарифов на экспортные перевозки необходимо будет принять решение по увеличению тарифов на них на 19,6%. Об этом говорится в письме президента РЖД Олега Белозерова руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву об оценке предложений по дерегулированию тарифов на перевозки экспортных грузов (копия имеется в распоряжении ТАСС).
Представитель ФАС подтвердил получение письма. Ответ на него еще не направлен, отметил он. В РЖД содержание письма не комментируют.
Дерегулирование: за и против
Глава РЖД напоминает, что в условиях ожидаемого на конец 2016 года дефицита бюджета компании в размере 142,4 млрд рублей сейчас прорабатывается вопрос о реализации мер тарифного регулирования, за счет которых предполагается компенсировать 80 млрд рублей из общей суммы убытков. «В этих условиях, с учетом дефицита бюджета компании на 2017 год дерегулирование тарифов может быть рассмотрено как действенная мера обеспечения финансовой сбалансированности работы компании», — говорится в письме.
Вместе с тем, установление РЖД тарифов сверх параметров прогноза социально-экономического развития может быть расценено как нарушение норм антимонопольного законодательства и привести к принятию мер в соответствии с законом «О защите конкуренции», что «сохраняет риски РЖД по несбалансированности бюджета», отмечается в письме. Кроме того, дерегулирование экспортных тарифов не гарантирует выполнение обязательств РФ, взятых в рамках договора ЕАЭС в области железнодорожных перевозок (согласно которым, при перевозке грузов по территориям государств-членов применяются унифицированные тарифы для экспортного, импортного и внутригосударственного сообщения).
При этом глава РЖД напоминает о возможностях, в том числе зафиксированных в договоре о ЕАЭС, менять тарифы в рамках ценовых пределов, установленных органом регулирования, то есть так называемого «тарифного коридора». «В этих условиях, по оценке компании, основными направлениями обеспечения сбалансированности финансовой деятельности являются: оптимизация издержек и принятие органом регулирования решения о внесении изменений в прейскурант 10-01, обеспечивающих сокращение тарифных диспропорций, а также упрощение правил установления (изменения) уровня тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в рамках ценовых пределов», — отмечается в письме.
Источник в РЖД пояснил ТАСС, что упрощение правил изменения тарифов в рамках «тарифного коридора» должно позволить компании «более оперативно реагировать на изменения конъюнктуры товарных рынков».
Точечные изменения по версии РЖД
РЖД с начала 2013 года имеют право оперативно вводить надбавку или предоставлять скидку к базовым тарифам, если в результате этих действий экономический эффект для перевозчика будет увеличиваться. В 2016 году ФАС понизила нижнюю границу тарифного коридора до минус 25%. Уровень максимальной надбавки остался на прежнем уровне — 13,4%. Срок действия экспортных надбавок истекает в январе 2017 года. В настоящее время экспортная надбавка в размере 13,4% действует только в направлении Дальнего Востока и обусловлена ограничениями пропускной способности инфраструктуры.
Точечные изменения тарифной базы, предлагаемые РЖД, предусматривают дополнительную индексацию тарифов на перевозки в собственных полувагонах на 2,2% (для высокодоходных грузов третьего класса) и на 4,2% для грузов первого и второго классов. Кроме того, монополия предлагает дополнительно индексировать порожний пробег грузовых вагонов на 2,75%, а перевозки в контейнерах — на 4,2%. Унификация тарифов на перевозку нефтяных грузов предусматривает перевод части номенклатуры (газовый бензин и дистилляты газового конденсата) из первого во второй тарифный класс, газойля — из третьего во второй тарифный класс. В качестве альтернативы предлагается перевести все нефтяные грузы во второй тарифный класс. Дифференцированный подход к индексации грузовых тарифов РЖД на 2017 год поддерживают ФАС и Минэкономразвития.
ТАСС