И снова будут резать полувагоны для преодоления проблемы их профицита?
Правительство пытается решить проблему профицита вагонного парка, которая сильно бьет по государственному «Уралвагонзаводу». Создана рабочая группа с участием РЖД и операторов для выработки системных мер поддержки. К 10 ноября предложения должны быть готовы.
В прошлый кризис перепроизводства старые вагоны списывали в директивном порядке в 2015-2016 годах. Повторить такое уже не получится — парк достаточно омолодился на много лет вперед. Ожидаемое списание по сроку службы — 3-7 тыс. полувагонов в год. Профицит — 70-100 тыс. единиц.
Сейчас главная идея — программа trade-in. За три сданных в утиль обычных полувагона с остаточным сроком службы 3-6 лет владелец будет получать один новый инновационный. Половину цены производителю субсидирует государство, другую половину покроет остаточная стоимость лома.
Схема выгодна лишь вагоностроителям. Для операторов она означает сокращение парка, и они готовы по ней работать только на основании принципа добровольности.
Государство пытается решить проблему в лоб — обеспечить заводы (в первую очередь Ростеха) заказами. Но корень проблемы — избыточные вагоностроительные мощности. Кризисы перепроизводства носят цикличный характер, и раз в 5-7 лет заливать отрасль госденьгами — не лучший вариант.
Двигаться нужно в сторону создания механизмов саморегуляции. Когда производители вместе с потребителями сами смогут договариваться об объемах производства в зависимости от рыночной конъюнктуры. Что-то вроде вагоностроительного ОПЕК.