Канадский учитель погиб при попытке утопить судно с экспортируемым ломом.

Борьба с экспортом лома имеет весьма интересную историю не только в России. В 30-е годы прошлого века бурно развивающаяся экономика Японской империи (в нее входили кроме островной Японии еще и Тайвань, и Корея, и Маньчжурия) требовала огромных потоков металлургического сырья.

Великая Депрессия сделала ненужными многие старые канадские и американские заводы, и как после развала СССР советский металл пошел в турецкие печи, так и тогда развалины канадских предприятий «позолоченного века» пошли в топки японских металлургов.

После ужасов Первой мировой войны (1917-1919) в Соединенных Штатах были сильны изоляционистские настроения. Антивоенные активисты считали, что единственный способ избежать войны — это избежать любого иностранного участия, и отказывались поддерживать американское участие в любой войне вообще. В мае 1937 года конгресс принял четвертый за два года закон о нейтралитете. В целях сдерживания агрессии было введено эмбарго на поставки оружия странам-агрессорам и странам-жертвам. Воюющим нациям разрешалось покупать только определенные товары невоенной ценности по принципу Cash and Carry(«оплачивай сразу и вези сам») для перевозки только на судах под иностранным флагом.

На протяжении 1930-х годов Япония вела необъявленную войну против Китая, захватив большую часть китайского побережья, но так и не завоевав контроль над внутренними районами. Многие идеалисты, встревоженные распространением тоталитаризма в Европе, были возмущены вторжением Японии в Китай 7 июля 1937 года. Императорская японская армия захватила Пекин, Тяньцзинь, Шанхай и Нанкин и в процессе этого провела разрушительные бомбардировки, во время которых американские больницы, миссии и школы часто подвергались ударам. Продолжающееся отрицание Японией того, что она находится в состоянии войны с Китаем, дало президенту Франклину Д. Рузвельт (1882-1945) оправдание не применения  положения актов о нейтралитете, которые не только позволяли Соединенным Штатам поставлять оружие Китаю, но и позволяли американским компаниям получать огромные прибыли, поставляя Японии металлолом и материалы, имеющие военную ценность. Только в декабре 1937 года японцы закупили 61 665 тонн американского металлолома(примерно столько экспортировалось из Ростова в Турцию  в месяц после снятия запрета уже в наше время). Порты тихоокеанского побережья были ареной многочисленных протестов против этих поставок.

«Хийе Мару» в японском порту

В 1930-е годы «Хийе Мару» вместе с однотипными судами «Хикава Мару» и «Хэйан Мару» занимался перевозкой пассажиров каютного и туристического класса, а также навальных грузов между Британской Колумбией и Японией. Ежесуточное отслеживание морских перевозок лома из этих портов можно заказать и сейчас.

Рольф М. Форсайт, портрет из газетной статьи

В ночь на 20 января 1938 года 28-летний канадец Рольф М. Форсайт утонул возле большого северного Дока, Пирс 40, при попытке взорвать японское судно «Хийе Мару». Его сообщник, Джордж Партридж, сообщает полиции, что где-то в бухте Смита плавает неразорвавшаяся бомба замедленного действия. Полиция находит и разбирает бомбу. Он содержит 369 динамитных шашек и 32 капсюля-детонатора, соединенных с хронометражным устройством, которое остановилось всего за две минуты до взрыва. Признавшись в своем участии в заговоре, Партридж отправляется в Такому, где показывает детективам, где найти дополнительные 460 фунтов динамита, которые они с Форсайтом сбросили в реку Пуйаллап. Партридж говорит властям, что Форсайт, возмущенный вторжением Японии в Китай, планировал протестовать против войны, потопив японские корабли, экспортирующие металлолом и материалы военной ценности из портов тихоокеанского побережья. Дело идет в суд, и Партридж, утверждая, что он опасался за свою безопасность и действовал под давлением, оправдан.

На борьбу с экспортом лома Рольфа Форсайта толкнуло безденежье и безработица. После предполагаемого взрыва судна он надеялся получить у китайских чиновников деньги для аналогичных акций в будущем. На суде опрошенные детективами китайские дипломаты отрицали свое участие и осведомленность в данном деле.

Отсутствие опыта диверсанта и банальной предусмотрительности у Форсайта обрекло его на гибель. Он был выведен из строя переохлаждением и утонул, но в плвании не было необходимости. Пирсы 40 и 41 (позже пирсы 90 и 91), построенные портом Сиэтла в 1915 году, являются самыми большими и длинными земляными пирсами в Соединенных Штатах, каждый длиной в полмили и шириной в городской квартал. Если бы Форсайт знал, он мог бы пройти пешком под пирсом 40 во время отлива в 15 футах от причала Хийе Мару и заложить свою бомбу замедленного действия, возможно, изменив историю.

26 сентября 1940 года Президент США Франклин Д. Рузвельт в ответ на действия Японии в Индокитае запрещает экспорт металлов  и авиационного топлива в Японию и объявляет эмбарго на экспорт металлолома в Японию с 15 октября 1940 года. Это послужило, в том числе, и поводом для японского удара по Перл-Харбору 7 декабря 1941 года.

Во время Второй мировой войны (1941-1945), Японский военно-морской флот преобразовал  «Хийе Мару»  в плавбазу подводных лодок. 17 ноября 1943 года транспорт «Хийе Мару» был потоплен американской подводной лодкой «Драм» (SS-228) в юго-западной части Тихого океана к северо-западу от Новой Ирландии, острова в архипелаге Бисмарка.

Loading

0