ЗВЁР в декабре: Добро пожаловать на «Русские горки»!

Всем здравствуйте! Как и ожидалось – ноябрь выдался веселым!) Настало время подводить итоги месяца.

Еще в сентябрьском обзоре писалось о том, что ноябрь будет веселым – так и получилось! На удивление, металлурги не долго запрягали и еще быстрее поехали (правильнее – побежали) вверх по ценам в ноябре. Ценники с самого начала месяца начали меняться с калейдоскопической быстротой. Было ощущение «дежа-вю». Где-то это уже было! Точно! Это ж было в ноябре прошлого года! Те же! Там же! Ноябрь следующего года! Не знаю как у вас, уважаемые читатели, а у меня периодически складывалось впечатление что заводы меняли цены ориентируясь не на абсолютные значения цен конкурентов, а на их изменения в моменте. Типа: «НЛМК поднял цены со вчерашнего дня на 500 рублей, значит и мы должны поднять на 500!» И не важно, что при этом разница в ценах уже «трамвайная остановка»! Надо поднять на 500! Проходит два дня…..НЛМК снова поднял цены на 300 рублей, значит и мы должны подняться на 500! На 500 от чего? От каких цен? Это напоминало погоню собаки за собственным хвостом! С различной интенсивностью в гонке приняли участие все заводы. Лидеры были те же: ММК и НЛМК. Но на этот раз «братья» поменьше не отставали! Переписывались дружно, иногда даже забегая вперед! За что тут же были биты новыми ценами на лом все теми же НЛМК и ММК! Эти двое переписывались каждые три-четыре дня! Северсталь стояла в сторонке и нервно покуривала, глядя на эту суету! )))) Реагировала раз или два в исключительных случаях. В итоге к концу ноября разрыв между лидерами и ценами Северстали составлял больше 3000 рублей. При этом Северсталь привезла план, а лидеры гонки – нет! Парадокс? Вообще в центре РФ ситуация была бы еще спокойнее, если бы Магнитка не так активно давала цены в центре, но их можно понять – план ноября большой, а лома не хватает, Магнитка машинами не принимает, а вагонов не добавилось — потому покупать пришлось отовсюду. Применялся метод «ковровых бомбардировок» ценами. По БМЗ план был небольшой (65 тысяч) и они его привезли, несмотря на хроническое отставание по ценам на неделю, а то и больше. (Забавный термин: «отставание по ценам на неделю»……Вдумайтесь! Ведь мало кто поймет, кто не знаком с рынком лома.)) Выкса тоже принимала участие в повышении цен, но с отставанием. Лидеры уже два-три раза переписались, а Выкса только-только до них дотягивалась. В итоге план ноября не привезли (отстали на 25 тысяч). Заводы Урала планы также не выполнили, за исключением НЛМК-Урал (в просторечье именуемое – Ревда). ЗапСиб план не довез, но не критично, а с учетом уже сформированного зимника так и вообще может этого не заметить! Вообще, что касается зимнего запаса, то в этом году заводы заложили небывало большой зимник – 3,3 – 3,4 млн тонн суммарно (это на 600-700 тыс тонн больше уровня прошлого года). Такого большого зимнего запаса давно не формировали. Одна Магнитка за год поставит в районе 2,8 млн тонн! Такой объем последний раз поставлялся на ММК в 2008 году! Уже не однократно писалось о том, что год для металлургов будет очень позитивным как в части прибыли, так и в части объемов производства. Благодаря этому и объем поставки лома в этом году обещает быть рекордным! Мы уже перекрыли объемы поставки 2020 года, а впереди еще месяц! И не самый плохой месяц! В общем имеем все шансы за этот год поставить на заводы порядка 25,8 млн тонн! Это без экспорта, но с учетом воды и автопоставки. Но вернемся к ноябрю.

Экспорт вроде как попытался показать свою силу, но тут же «сдулся» едва цены подошли к отметке 500 долларов. Откатились ниже 495 долларов и полное отсутствие контрактов. Да и в такой ситуации, когда цены внутри страны растут каждые три дня, а запас по цене на лом у металлургов исчисляется десятками тысяч пытаться законтрактовать судовую партию, не имея ее на складе, равносильно выстрелу в голову! Экспортеры начали думать как переориентировать потоки на внутренний рынок пока бизнес совсем не закрылся….. Как и предполагалось ранее, цены на готовую продукцию в ноябре показали, как сейчас принято выражаться – «отрицательную динамику». Иначе говоря – резко пошли вниз! И если заготовка на экспорте отминусовала долларов 40, то арматура на внутреннем рынке полетела по ценам в сторону прямо противоположную ценам на лом, но с такой же интенсивностью! Причины были описаны в октябре – ноябре. Если в начале ноября арматура ценилась 80-83 тысячи за тонну «ребристых палок» на заборе в Москве, то к концу месяца за 60 тысяч уже не много желающих было ее приобрести…..Делайте выводы на декабрь!

В итоге, в ноябре бОльшая часть потребителей планы не привезли. Несмотря на это, в декабре нас ожидает снижение цен на лом. Причины – ниже. Суммарно заводы привезли 2,2 млн при плане в 2,4 млн тонн. На декабрь запланировали 2,09 млн тонн. Примерно такой объем был поставлен в декабре 2020 года, но мы с вами помним, что было в декабре 2020 с ценами на лом! Правильно! Они – росли! А новогодний подарок в 2000 рублей в исполнении заводов ТМК так и вовсе будем вспоминать за новогодним столом с бокалом шампанского еще долго!))))

Что нас ожидает в декабре? Нас ждут новогодние «русские горки»! Со знаком «минус»! Едва успели обновить новый ценовой рекорд по ценам на лом в 31 000 без доставки, как начинается снижение! Заводы уже дружно объявили о снижении цен в первой декаде декабря от 500 до 1000 рублей в зависимости от региона и завода. Еще пару дней назад я бы усомнился в успехе этого снижения, но сегодня сомнений нет! Поедут вниз! Причина – снижение цен на готовую продукцию и снижение потребности по ММК. На ММК произошла авария, которая унесла человеческую жизнь. Увы…. Где искать детали и что почитать – все знают. Если коротко – сгорел трансформатор на электропечи. «Деталь» дорогая, штучная, за забором запасная не стоит ни у кого. В сегодняшних реалиях сколько будут делать и когда запустят – боюсь даже предположить, но не один месяц точно! Минус печка, это минус потребление лома, это минус по планам привоза и минус по зимнему запасу. Так что Магнитка выбывает из ценовой гонки, которую сама же и начала. А что происходит с рынком, когда Магнитка не везет план все помнят (август и сентябрь тому лишний раз подтверждение). Готовая продукция поехала вниз, планы по привозу будут снижены, так что все предпосылки для снижения на лицо. Остается понять уровень снижения цен. Заводы уже объявили от 500 до 1000 рублей. Это пробный «шар» и он пройдет! Рынок такое снижение примет легко. И еще столько же примет легко, так как примерно столько заводы добавили в ноябре (от 2500 до 3000, если до конца быть точными). А вот дальше…..Далее, полагаю, будет сложнее. Декабрь мы можем прожить, катясь с горки по ценам. За декабрь такими темпами можем получить минус 2000-2500 рублей. И ведь вот что поразительно: снижение цен совпадет с вводом новой пошлины на лом в 100 евро. И ведь найдется немало ответственных работников, которые с полной уверенностью заявят: «Смотрите – подняли пошлину на экспорт лома и цены на лом тут же упали!» И ведь потом уже не докажешь, что это фатальное стечение обстоятельств! Нет НИКАКОЙ связи между декабрьским снижением и ставкой пошлины. Доказывать будем долго и не факт, что докажем. Так что есть все шансы, что практика повышения пошлины будет продолжена и далее вплоть до полного запрета. Ну да ладно……Обидно, но ладно….

Дальше…..дальше – январь. С 01 января карета под названием – «пошлина на экспорт металлопроката» превратиться в тыкву (пошлина должна быть отменена) и будет заменена на акциз. Расчет акциза на жидкую сталь очень мутный. «Кручу – верчу, запутать хочу!» – как кричали наперсточники в 90-х. Скорее всего, что замена пошлины акцизом приведет к тому, что экспорт арматуры и квадратной заготовки станет выгодным. А значит производственная программа заводов будет максимальной! А это – дополнительная потребность в ломе. Для нас это – плюс.

Другой плюс – это снижение заготовки зимой. Тут, конечно, многое будет зависеть от погоды, но при любой погоде заготовка будет ниже ноября-декабря. А учитывая снижение цен в декабре – она будет существенно ниже.

Третий плюс. Никто из заготовителей в этом году не копил лом, понимая, что такие цены долго не простоят. Если и есть остатки на площадках так это за счет отсутствия вагонов. Так что «залповых» отгрузок при снижении цен в декабре я не ожидаю. А значит к январю все выйдут с пустыми складами на площадках. Дочек так просто заставят выгрузить все дабы фин результат под конец года не испортить! Это бокалы с шампанским на новый год будут полными, а склады – пустыми! Попрошу не путать!))))

Четвертый плюс. Январь – пьяный месяц. Первая декада – отгрузок не будет от слова «совсем». Чтобы понять сколько будет грузиться в январе нужно еще неделю после 10 января подождать. Ближе к 15 января будет понятно – на какой объем можно рассчитывать по итогам месяца. Так что, скорее всего, в январе каких-то существенных ценовых шагов ждать не приходится. При этом, напоминаю, что металлургический процесс – непрерывный. Т е заводы лом будут потреблять со склада. Остатки должны начать снижаться активно! Они не бездонны! Первыми от новогоднего коматоза начнут отходить мелкие заводы, у которых традиционно остатки не больше месячной программы (Аша, ТЭМПО и пр.). Они начнут потихоньку дергать цены по регионам. Так всегда происходит. Но это при условии — будут заказы на прокат.

Еще один плюсик. Поставщики за долгие годы работы (кто давно работает) уже привыкли что февраль-март это месяца роста цен. В 90 % случаев в эти месяцы цены на лом растут. А учитывая снижение в декабре – будет куда расти! Есть вероятность что поставщики в ожидании повышения цен начнут в январе потихоньку придерживать лом и вставать в режим накопления. Это имеет смысл в случае, если спрос на готовую продукцию и экспорт будут на высоком уровне! Склады на сегодняшних ценах дело рискованное и довольно дорогое, но некоторые в эту рулетку играют с завидным постоянством! Это минус по отгрузкам и небольшой плюсик в пользу повышения цен в дальнейшем. Ожидания рождают реальность!

Еще один плюс. В феврале на рынок должен вернуться БМЗ со своими объемами по 100-140 тысяч в месяц. Печка должна выйти из ремонта и потребность должна вырасти. Если будут деньги у завода, то лом поедет.

Теперь о минусах.

Первый минус – это большие зимние запасы на комбинатах. В этом году зимники полные у всех! Это самый большой минус для ломовиков!

Второй минус – это снижение потребления лома на ММК. Как ни крути, но даже при переносе сроков ремонта домны все равно будет снижение потребления лома за счет остановленной одной печи. Это значит, что ММК не будет уже драйвером повышения цен.

Третий минус. В январе вагонов станет значительно больше. Меры Правительства по разгрузке Дальнего Востока и нормализации движения по РЖД должны дать результаты. В первую очередь начнут грузиться дочки мет холдингов. Это будет заметно по ЖД базе (если она к тому моменту еще будет))))))).

Четвертый минус. Это заградительная ставка пошлины на экспорте. Если «зеленый» резко не подорожает или цены на экспорте не сделают какой-нибудь экзотический кульбит и не вырастут долларов до 600-700, то экспорт будет тухлый. Это минус. И минус в первую очередь для экспортных регионов.

Пора закругляться. Резвый ноябрь закончился. В декабре нас ждет снижение на 2000 – 2500 рублей. Далее: новый год…….елка……..подарки…….бой курантов……..выступление Президента………шампанское……поздравления……..10 января – к станку! ))))))

Будьте здоровы и берегите себя и своих близких. На том – прощаюсь! Надеюсь, что до января.

Успехов!

ЗЫ. Надеюсь, ЭТО кто-то читает и дочитает до конца.)))

Loading

0