Максим Третьяков: «Алюминий критически важен для технологий декарбонизации»

Как отразится грядущий энергопереход на кабельной промышленности? От чего зависят цены на алюминий? Кого эксперты-кабельщики видят в качестве фаворита гонки «алюминий-медь»?
На эти и другие вопросы Алюминиевому Вестнику ответил президент НП «Ассоциация «Электрокабель» Максим Третьяков.

Максим Третьяков,

президент НП
«Ассоциация
«Электрокабель»


– Вы известны в том числе как промышленник, компетентный в прогнозах товарно- сырьевых бирж. Вы дали прогноз цены на медь – 14 тысяч долларов к 2024 году. Какова ваша ставка на алюминий?

– Думаю, что к тому же 2024 году цена алюминия будет находиться на отметке в 3500 долларов за тонну. Рост цен на алюминий все-таки ограничен. Если на медном рынке мы наблюдаем недоинвестирование в производственные мощности в прошлом, и именно это, образовавшийся дефицит, толкает цену вперед, то алюминий будет расти более поступательно. Отмечу, что на повышение цен влияет и пандемия, и то, что сегодня мир увлечен печатанием денег в беспрецедентных количествах. Ликвидность
начинает выливаться на рынки, поднимает рынки акций и облигаций. Естественно, часть инвесторов вкладывается в медь и алюминий – в то, что нельзя напечатать. Для многих сегодня медь и алюминий – это новое золото.

– Каковы перспективы алюминия в силовых кабелях в 2022 году?

– Собственно, более низкие темпы роста цены на алюминий делают его фаворитом в гонке с медью в кабельной промышленности. В мире и в России – устойчивый тренд на замещение меди, и он усилится. Полагаю, что кабельный рынок может оказаться в ситуации, когда медь останется только там, где она необходима исходя из специальных условий. Алюминий может заместить медь везде, где она может быть замещена, и при существующих условиях мало что может этому помешать.

– Как меняется в «ковидное» время глобальный рынок металлов?

– Ковидные ограничения снизили выпуск металла из-за локдаунов. Наверное, впервые в истории мир современной экономики оказался в состоянии тотальной неопределенности: никто не понимает, когда и какие страны введут локдауны или иные меры санитарного характера, никто не понимает, когда такие меры будут сняты. В момент локдауна одинаково ограничены и предложение, и спрос. Но когда рынки открываются, спрос восстанавливается быстрее предложения, и это неизбежно будет именно так, рынок в этих условиях «волн» ковида будет вести себя циклически: дефицит предложения, рост цен, затем рост предложения и коррекция, снова дефицит и рост цен и так далее.

– Повлияет ли и как грядущий (и столь ожидаемый многими) энергопереход на рынки металлов, на алюминий, на кабельную промышленность?

– Алюминий критически важен для технологий декарбонизации – в первую очередь, как основной материал для солнечных батарей. При этом само производство алюминия – колоссальный продуцент парникового газа. Углеродный след алюминия – самый высокий среди металлов после никеля. На наших глазах формируется «дуальный» рынок алюминия: металл с низким и высоким углеродным следом, «чистый» и «грязный» алюминий. В перспективе продать «грязный» алюминий или продукты из него будет невозможно.

Поэтому мощности «грязного» алюминия начинают закрываться или переформатироваться для производства «чистого». Прирост «зеленого» спроса создаст структурный дефицит, но преодолеть его в алюминии проще, чем в меди, потому что запасов гораздо больше. Рынок алюминия – около 60 миллионов тонн, а к 2050 году
он удвоится – так полагают американские think tanks. Некоторые прогнозы говорят об удвоении рынка даже к 2030 году.

В целом энергопереход будет стимулировать рост цен и параллельно осложнять инвестиции в горнодобывающую промышленность из-за зеленой повестки. Естественно, что и кабель будет дорожать и поддерживать тренд на «миниатюризацию» изделий.

– Каковы планы АЭК на ближайший год? Каков основной вектор развития ассоциации? Какие проекты планируете с энергетиками?

– У АЭК несколько векторов развития. Первое – цивилизованное лоббирование интересов участников отрасли, то есть работа с федеральными органами исполнительной власти: ФНС, Минпромторгом, Росстандартом, Росаккредитацией.

Второй вектор – развитие и поощрение экспорта кабельно-проводниковой продукции. В России мощности существенно превышают спрос на внутреннем рынке, при этом серьезного роста спроса ожидать не стоит.

Третье направление – борьба с фальсификатом, иначе он как борщевик или испанский слизень, скоро вытеснит качественный кабель с рынка.

И, наконец, еще одно важное направление – развитие отраслевой статистики. Лоббирование интересов отрасли предполагает высокую детализацию данных по рынку. Ни один чиновник без полной картины отрасли сегодня не будет принимать никаких решений. Мы сосредоточены на сборе статистики по физическому выпуску.

Вообще у нас разработана подробная дорожная карта действий по всем указанным и другим направлениям, мы можем ее предоставить интересующимся по запросу в дирекцию.


НП «Ассоциация «Электрокабель» (Некоммерческое партнерство производителей кабельной продукции «Международная ассоциация «Электрокабель») основана в 2003 году.
Ассоциация объединяет предприятия, организации и фирмы России и стран СНГ. В состав Ассоциации входят практически все кабельные заводы бывшего Советского Союза.
Официальный сайт компании: elektrokabel.ru

Loading

0